МААМ-картинки

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников

Нина Крапивкина
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста».

Дети - пытливые исследователи окружающего мира, эта способность заложена в них от рождения. И не зря гласит китайская пословица «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». И в самом деле, когда ребенок слышит, видит и делает сам, он усваивает материал прочно и надолго. Дети любят экспериментировать. Им присущи наглядно - образное и наглядно - действенное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые 3 года - единственным способом познания мира.

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников» размещена в разделах

В исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, А. А. Венгера выявлено, что возможности познавательного интереса детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось раньше. Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, всю детскую деятельность, в том числе и игровую. По мнению Николая Николаевича Поддьякова игровая деятельность возникает значительно позже чем экспериментальная. И «Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции», писала в своих трудах А. И. Иванова. Ребенок может не только познавать наглядные внешние свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об их связях, лежащих в основе многих явлений природы, овладевать способностями анализа, синтеза, тренировать силы в решении разнообразных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Развитие познавательного интереса является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» основной образовательной программы любого дошкольного образовательного учреждения.

Слайд 3 Познавательный интерес - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Экспериментирование - является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи. Оно позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимозависимости, закономерности.

Проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда остается актуальной. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательного интереса, который проявляется в форме поисковой, исследовательской активности, направлен на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент". Поэтому нам, взрослым, необходимо принимать участие в этих экспериментах и помочь им правильно их организовать.

Слайд 4 Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность способствует решению следующих задач:

- Развитие познавательных интересов детей;

- Расширение опыта ориентировки в окружающем;

-Сенсорное развитие;

- Развитие любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий;

- Становления сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

При этом у детей идет развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; а также умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Слайд 5 Остановлюсь на особенностях организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах:

1-я младшая группа.

1. Развитие наглядно-действенного мышления

2. Дети совместно со взрослыми экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.

3. Кратковременные наблюдения и ответы на простейшие вопросы

4. Обследование предметов с целью выделения формы, цвета, величины

2-я младшая группа.

1. Совместные действия по выделению скрытых свойств объекта

2. Выполнять действия в соответствии с задачей и алгоритмом деятельности.

3. С взрослым использовать действия моделирующего характера

4. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (д/и "Чудесный мешочек")

5. Сравнивать схожие по внешнему виду предметы" шуба - пальто, чай - кофе, туфли - сапоги (д/и "Не ошибись")

6. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок не рассыпается)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина, бьется - ломается, высокий - низкий, твердый - мягкий,.

Средняя группа

1. Получают сведения о новом объекте в процессе практического исследования

2. Понимать и использовать модели, предложенные взрослыми

3. Знакомить с новыми способами обследования предметов и объектов

4. Можно проводить длительные наблюдения и простейшие фиксирования

Старшая группа

1. Обследование объектов с помощью системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

2. Самостоятельное экспериментирование по выявлению скрытых объектов

3. Опыты проводятся поэтапно

4. Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы

5. Вводятся длительные эксперименты

6. Воспитанники хорошо запоминают правила техники безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть

Подготовительная группа

1. Обследование объектов с помощью системы сенсорных эталонов, перцептивных действий.

2. Проводят самостоятельные опыты по установлению связей между объектамии и явлениями, проверяют их истину.

3. Воспитанники ставят цель, составл результата и цели, корректируют свою деятельностьяют собственный алгоритм, обнаруживают несоответствие

4. Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений

5. Самостоятельно убирают оборудование после опытов.

Слайд 6, 7 Для организации детского экспериментирования, в первую очередь должна быть создана развивающая предметно - пространственная среда : мини-лаборатория включающая в себя различные коллекции для изучения свойств объектов окружающей действительности, микроскопы, наборы для экспериментирования с водой, песком, воздухом. В зоне лаборатории необходимо иметь столы, наборы стаканчиков разной степени прозрачности, ложечки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, вата, губки, лупы, микроскопы, песочные часы, комплекты для игр с водой, песком, воздухом, магниты, кисточки, краски, термометры, зеркала, различные по размеру семена растений, воронки, различные по размеру бутылочки, пипетки, мензурки, фонарики, материалы для игр с мыльными пузырями, воздушные шары, сыпучие материалы (сахар, песок, соль, крахмал, мука, глина, различные по объему емкости, камни, металлические, стеклянные, пластиковые, деревянные предметы, шапочки различных зверей, рыб, насекомых, капелек воды.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Дети становятся юными учеными и проводят опыты в белых халатах, к которым прикрепляются опознавательные эмблемы, например «Ученый Романов Илья». Дети с удовольствием проводят опыты с водой, снегом, льдом, паром, растениями, воздухом и т. п.

Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности. Для лучшего усвоения материала, должны применяться рисунки, схемы, алгоритмы, которые помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, подобран демонстрационный материал и разработаны карточки по проведению опытно-исследовательской деятельности.

Слайд 8 Важной задачей при проведении экспериментов является последовательность. Важно экспериментальную деятельность эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы в благоприятные периоды каждого сезона. Например, опыты с песком, почвой и глиной, а также с флорой и фауной можно проводить только летом; опыты со снегом и льдом - только зимой, а с водой и воздухом в любое время года. В результате таких экспериментов, ребенок отвечает не только на вопрос: как я это делаю, но и на вопрос, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получится в результате. Приобретение такого опята позволяет дошкольнику научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

Слайд 9. Последовательность детского экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст)

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности во время экспериментирования.

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих - капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента под руководством взрослых.

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов.

Слайд 10. Ожидаемые результаты:

Повышение уровня познавательного интереса детей через экспериментирование.

Повышение уровня сформированность представлений об объектах окружающего мира.

Повышение культуры партнерских взаимоотношений.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста .

Детское экспериментирование как средство познания мира неживой природы Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС» Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»[/b] Согласно ФГОС.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Мастер-класс для молодых воспитателей «Детское экспериментирование» Детское экспериментирование Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Задачи: .

Экспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельностиЭкспериментирование в ДОУ как фактор развития у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности Иванова Ирина Владимировна Воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 Выборгского района.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников
Опубликовано: 23 мая 2016 в 20:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Крапивкина (УИ 346704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД