валентина Писарева
Мини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей самостоятельной исследовательской деятельности, стимуляции интереса к книгам и обучению.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Цель создания мини-музея - это познавательное развитие дошкольника, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Для достижения данной цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
2. Этап реализации проекта
3. Обобщающий этап
Подготовительный этап
1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея, например мини- музей одного образа "Сивка- Бурка".
2. Далее определяем цель создания мини- музея, В нашем случае- это знакомство детей с домашним животным - лошадью, ее повадками, особенностями и образом жизни.
3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий). Наш мини- музей располагается в групповой комнате, ему отведены две полки и стол.
4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т. д. В нашем мини- музее представлены следующие экспонаты: мягкие игрушки, экспонаты, изготовленные из различных материалов (пластик, дерево, керамика и т. д., изделия народного промысла (фигурки в стиле гжельской, хохломской, дымковской росписи, а также энциклопедии, художественная литература, настольные игры, пазлы, конструкторы, фотоальбомы. В центре экспозиции- огромный бюст лошади, который приводит в восторг всех посетителей мини- музея.
Этап реализации проекта
1. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т. д.
2. Определить перспективы развития. Это, конечно же, постоянное пополнение новыми экспонатами, создание игровых макетов, разработка экскурсии с детьми на детский конно- спортивный клуб "Олимп", находящийся на территории нашего города.
Ведущей формой работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть
• Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.
• Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой. Например, "Где живут лошади".
• Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.
Обобщающий этап
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.