Ирина Tодозакова
Обучение хакасскому языку в условиях слабой языковой среды через нестандартные методы и приемы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение хакасскому языку в условиях слабой языковой среды через нестандартные методы и приемы обучения».
Выступление подготовила:
Педагог дополнительного образования
МБДОУ д/с «Солнышко»
Тодозакова И. В.
Использование нестандартных способов и приёмов работы на занятиях по хакасскому языку, способствует успешному освоение учебного материала с активной динамической нагрузкой. Без сомнения, смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме занятия, наличие соревновательных моментов повышают умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению хакасского языка. Стимулом привлечения внимания воспитанников является в первую очередь новизна структуры занятия.
Темочки:
Нестандартные формы занятия используются, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности воспитанников на занятиях. Дают возможность не только поднять интерес детей к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность.
Для воспитанников нестандартные формы урока это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность. Для педагога же, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы занятия можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Нестандартные формы урока :
• ролевые игры;
• занятие-спектакль;
• исполнение сказочного сюжета;
• занятие игра;
• занятие путешествие;
• занятие состязание;
• занятие диалог.
Давайте рассмотрим некоторые из этих способов организации учебной деятельности.
Весьма интересной и плодотворным приемом организации занятий хакасского языка является игра. Эта нетрадиционная форма расширяет знания воспитанников об обычаях, традициях хакасского народа.
Нетрадиционные формы занятий хакасского языка проходят в виде следующих игр:
• дидактическая игра,
• логическая игра,
• ролевые игры на уроке (инсценирование,
• игровая организация занятия с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие).
В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении хакасского языка в условиях слабой языковой среды.
Проблема использования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всех уровнях обучения, начиная с дошкольного, заканчивая старшим, так как повышается эффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям с раннего возраста и сопровождать их всю жизнь. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане занятия необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение.
Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.
Рифмовки бывают:
• фонетическими,
• тематическими,
• грамматическими.
Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков.
Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждая из них включает некоторое количество лексических единиц.
Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматические особенности хакасского языка.
Итак, роль стихотворений и рифмовок в настоящее время очень велика. Рифмовки на занятиях хакасского языка – это средство активизации и настроя воспитанников на работу, так как, выполненные в виде стишков или песенок, они помогают снять напряженность и зажатость.
Поэзия играет огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикции, слух, темп, умение регулировать силу голоса. Стихотворения и рифмовки также способствуют улучшению памяти.
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи.
Для повышения эффективности учебного занятия целесообразно использование интерактивных методов. К методическим приёмам интерактивного обучения относятся :
Пары и группы
«Общий галдёж»
Рисование
Воспроизведение информации
Пары и группы: Этот метод даёт воспитанникам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию детей, но чаще всего планируя на занятии групповую работу, педагог заранее делит группу, учитывая уровень учебных навыков, успехов воспитанников и характер межличностных отношений.
«Общий галдёж» : Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Рисование: Приё м используется с целью развития:
- наблюдательности
- навыков совместной работы
- воображения
Воспроизведение информации: Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.
Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Рассмотренные способы и приёмы такие, как игра, метод разучивания песен, рифмовок и стихотворений, а также использование интерактивных методов способствуют повышению эффективности обучения хакасскому языку в условиях слабой языковой среды.
Они делают воспитанников активными, повышают их мотивацию, интерес к изучению хакасского языка.
Как показывает практика, все это приводит к повышению уровня овладения родным языком.
От умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных.
Нестандартные формы занятий дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность занятия, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации занятия нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у воспитанников интереса к занятиям и их перегрузке.