Надежда Маркисовна
Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в
совместной деятельности педагога с детьми
4-5 лет, средняя группа
Разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и на основе программы «Иркечек»
Составитель:
воспитатель Табурчинова Надежда Маркисовна
Аскиз- 2017 год
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Республика Хакасия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе «Иркечек» хакас тiлiнiн программазы, под коллективным руководством авторов. Данная программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Законом «Об образовании» (от 10.07.92г. № 3366-1 с последующими изменениями);
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (приказ Мои Н РФ от 23.10.2009г. №655);
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
Уставом общеобразовательного учреждения;
Образовательной программой ДОУ.
Рабочая программа по хакасскому языку средней группы является вариативной частью общеобразовательной части «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется за счёт внедрения национального, регионального, этнокультурного содержания образования «Хакасский язык». Изучение хакасского языка направлено на обучение дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа. Содержание тем учебного курса планируется согласно темам программы «Иркечек».
Общая характеристика группы: Среднюю группу «Звездочка» посещают 24 детей, в основном дети одного возраста, из них 10 мальчиков и 14 девочек, 21 семей - полные и 3 семей неполные.
Особенности развития детей 4-5 лет
Четвертый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через большие преграды. Усложняются игры с мячом.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшие стихотворения и т. д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
В этом возрасте начинается приобретение детьми основ личностной культуры, осмысление знаний о родном крае, национальной культуре, интерес к народным традициям, истории, быту, природе, языку народа, живущих рядом. Дошкольный возраст - это сензитивный период, когда у детей быстро идет развитие речи, они могут усваивать язык другого народа, и это не вызывает у них негатива, и только создает интерес к звукоподражанию, быстрого запоминания слов, к общению фразами в игровых ситуациях. Поэтому изучение хакасского языка благоприятно влияет на коммуникацию детей, познанию окружающей среды, к общению, к созданию дружеских взаимоотношений с детьми разных национальностей, терпимости и формирование интереса к быту, культуре, творчеству народа.
Цель данной программы:
Создание условий для развития интересов детей к обучению хакасского языка, познавать быт, культуру, творчество и мировоззрение народа.
Задачи: - формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях; объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
- создание благоприятной развивающей среды и условий для реализации программы;
- Активизация работы по пропаганде патриотического воспитания; о малой родине и Отечестве;
-Сотрудничество по данной проблеме с семьёй, опираясь на традиции.
Особенности организации деятельности
Организация деятельности взрослых и детей по реализации данной программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, 24 занятий в год. Продолжительность образовательной деятельности 15- 20 минут. (непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы).
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.); Это физминутки, считалки, игры, психогимнастика, артикуляционная гимнастика,
- самостоятельная деятельность детей : подвижные игры
рисование, разукрашивание пого, мелей и.
- совместная деятельность с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, организация выставок и т. д.)
Сопутствующие формы обучения :
проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.
Данная программа предусматривает следующие направления в работе: - ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа; - ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Хакасии;
- ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии; Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей.
На современном этапе одно из важных направлений работы в детском саду - познавательное развитие детей. В любой образовательной программе это направление представлено суммой мероприятий. Но мы должны не только выполнить описанные в методике мероприятия, но и обогатить их региональными особенностями.
Какую информацию по ознакомлению детей с историей Хакасии, природно-климатическими условиями родного края, этническими особенностями края и города необходимо дать детям дошкольного возраста? Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, ею хорошо должен владеть педагог и последовательность информации такова: семья - детский сад - город - республика - традиции народов. Первое знакомство со своей малой Родиной начать с составления родословной своей семьи, в этом активно могут принять участие родители воспитанников. Знакомя детей с городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью города. При знакомстве с микрорайоном, целесообразно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края. Воспитатели могут совместно с детьми изготовить карты, схемы, макеты улиц, по которым мы ходим.
Необходимо дать дошкольникам элементарные историко - географические представления о нашей республике. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима. Отметить, что по территории республики протекает множество рек, имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами. Необходимо познакомить детей с разнообразием животного мира, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры, медведи.
Углубляя представления о родном крае, детям даются элементарные сведения о республике, в которой они проживают: доступно объяснить, почему республика называется Хакасия, связать название республики с народом, который издавна проживает на этой территории (исторические сведения, познакомить детей с геральдикой и символикой Хакасии, дать элементарные сведения о государственной власти.
Дети должны знать название столицы республики -Абакан, достопримечательности города. Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников.
Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребё нка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.
В средней группе представлены следующие темы:
Месяц Ситуации Задачи
Сентябрь 1. Моя семья (iче, паба, ага, ууча);
2. Словесная игра «Син- мин» (ты –я);
Создание условий для формирования умения правильно определять членов семьи на фото, рассказывать о них, правильно произносить звуки.
Создание условий для представления себя на хакасском языке, понимание воспитателя.
Октябрь 1. Интервью о своей семье (иче, паба, пиче, ада);
2. Приветствие друг друга (изен-изеннер, анымчох);
3. Мой друг (синiн адын кемдiр)
4. Заучивание пальчиковой игры (пiр, iкi, ус, торт, пис- палачах) Создание условий для формирования умения представлять членов семьи;
Создание условий для формирования умения приветствовать друг друга на хакасском языке;
Создание условий для формирования представления друг друга, задавать вопросы.
Создание условий для обучения счету до пяти;
Ноябрь 1. Мой дом (тура)
2. Заучивание пальчиковой игры «Тох тох, турачах»;
3. Юрта - жилище хакасов.
4. Приходите в гости к нам, будем пить чай.
5. Мой город - Абакан. Создание условий для формирования