Людмила Макарова
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения.
Публикация «Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Цель: описать наиболее эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической работе.
Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:
1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
2. Научить детей чтению и письму.
Дети вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить.
Поэтому, развитие навыков звукового анализа и синтеза должно быть одним из важных направлений в работе.
Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
3. Игра, кроме познавательных задач, должна иметь игровые задачи.
4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы. С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Данная работа осуществляется по определенной нестрогой схеме (этапы могут варьироваться)
1. Выделение начального звука из слова по картинке;
2. Знакомство с печатной буквой, рассматривание;
3. Анализ (выделение, название элементов, определение количества)
4. Стихотворное описание буквы;
5. Сопоставление печатной буквы с рисунком;
6. Игры на узнавание буквы: Очень заинтересовывает детей использование метода песочной терапии и водной терапии детям нравится писать буквы на песке пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь «неправильной» буквы.
7. Игры на запоминание буквы: Нахождение буквы без образца Нахождение буквы по образцу
8. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
На начальном этапе работы с детьми по обучению грамоте, безусловно, полезным для запоминания букв является:
1. Обводка и раскрашивание объёмных букв, их штриховка, выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина.
2. Выкладывание букв из палочек, преобразование их в сходных по написанию буквы.
3. Тактильное опознание буквы (игра «Чудесный мешочек») Обведение буквы пальцем;
4. Обведение буквы по трафарету, по контуру. Называние буквы
5. Сравнение сходных по написанию букв, выделение общих элементов. Разницу в их расположении, что позволяет избежать смешение букв, что способствует в дальнейшем снижению оптической дисграфии.
6. Осваивается навык послогового чтения. В чём специфика обучения чтению? Дети легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Переходим к чтению односложных слов с закрытым слогом. Затем чтение 2-3 сложных слов с прямым слогом, и, наконец, со стечением согласных, используемые игры: «буквы ходят в гости», «окошечки», «слоговые таблицы». Важно помнить, что игровые упражнения и дидактические игры подбираются с учётом возможностей детей.
Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Занятия по обучения грамоте направлены на развитие понятийного теоретического мышления и на них невозможно обойтись без игр, обслуживающих центральный и наиболее сложный этап. С самого первого занятия по обучению грамоте я начинала рассказывать детям сказку (её условное название «Путешествие Гномиков по стране «Читай-ка») и на последующих занятиях постоянно возвращалась к героям этой сказки.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Детям предлагаются для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
В учебный процесс постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал: «Гномики», которыми обозначаются изучаемые звуки. Изучая гласные звуки, вводится образ «гномика АУ» в красном костюмчике; изучая согласные звуки, вводится образ «гномика», гномики в разных костюмах. Синим цветом, обозначаем твердые согласные (гномик ТОМ, зеленым – мягкие согласные звуки (гномик ТИМ). Данное пособие используется на каждом занятии, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Еще один интересный прием «Построй слово из самих себя» - дети изображают динамическую позу той или иной буквы; игра «Телеграфисты» - дети учатся составлять слоговую схему слов, опираясь на длительность звучания ударного слога.
Эту же игру можно проводить в форме «Живые звуки». Дети очень любят подвижные игры, поэтому им нравится прием использования двигательных действий. Например: «Прыгни столько раз, сколько в слове слогов»; «Подбрось мяч столько раз, сколько в слове звуков, слогов»; «Прыгни от буквы к букве, чтобы получилось слово».
Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота, Н – носилки и т. д. Символы, наглядные образы помогают детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы. Предлагаются разнообразные формы построения занятий: путешествия, игры соревнования, викторины.
Такая форма проведения занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно - тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Использование этих игр и игровых приемов приводят к повышению результативности на занятиях по обучению грамоте. Это подтверждается регулярно проводимым мониторингом.
Положительные результаты говорят о том что, используемые игры и упражнения заслуживают внимания и могут быть использованы в работе с детьми. Это позволяет детям успешно адаптироваться в процессе школьного обучения.