Светлана Яхшибекян
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [а] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Гласный звук А, буква А, а.
Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву».
Оборудование. Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, в которых только буква А, а, предметные картинки.
Ход занятия
1. Воспитатель произносит пословицу: Ученье свет, а неученье тьма.
• Совместно с детьми выясняется ее значение.
2. В доступной форме — немного сведений из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных до
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук [а] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
щечках, папирусе*, пергаменте**, бересте и т. д.)
— Как вы думаете, дети, для чего надо уметь читать?
• Ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и почитать!
* Осока, растущая в Африке. Из стеблей папируса изготовляли бумагу.
** Кожа животных, особым образом обработанная. До изобретения бумаги служила для письма.
Загадки
Где живут А Б В Г Д? Тут живут А Б В Г Д. Видишь, дома сидят, Из окошек глядят.
Человечки черные, Умные, ученые Друг за другом стали в ряд, Молча с навей говорят.
Тридцать три родных сестрицы Писаных красавицы. На одной живут странице, А повсюду славятся.
Воспитатель:
— Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.
• Вводится термин «гласный».
Определение места звука в словах : аист, астра, луна, мак.
(Сопровождается загадками, иллюстрациями. На фланелеграфе воспитателем составлены эти слова, и место буквы показывается во время произнесения слова.)
Загадки
Его мы клёкот слышим И летом и весной. И он над нашей крышей Стоит, как часовой.
(Аист)
В осеннее небо глядится цветок
Сердцевинной своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времен он назван звездой.
(Астра)
Вот шершавый стебелек, В середине — уголек, Лепестки блестят, как лак, — Распустился красный.
(Мак)
В небе круглая лепешка, От нее струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет.
(Луна)
4. Анализ буквы А.
А — начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко, Ноги ставит широко.
Дети рассматривают букву. Она состоит из трех палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.
Вот два столба наискосок. А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква. (А)
Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали.
Приседания.
Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!
Прыжки на месте.
С. Я. Маршак
5. Анализ маленькой буквы а.
Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка» т. е. из двух частей.
Физкультминутка
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.
Энергичные движения плечами.
6. Показ схемы слова ЛУ-НА
Сначала воспитатель, а затем и дети произносят слово луна разделенным на слоги.
7. Игровая ситуация «Покажи букву».
У каждого ребенка в руке буква А. Воспитатель показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить 2—3 слова, в которых нет звука А.