Курпитко Оксана
Конспект НОД по речевому развитию грамоте в подготовительной группе «Звук [ЙО] и буква Ё»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с гласным звуком [ЙО] и буквой Ё, слышать твердость и мягкость согласных звуков.
Задачи:
- формировать навык: составления слов, слышать твердость и мягкость согласного звука, делить слова на слоги и выделять ударный слог;
- развивать внимание, грамотность построения предложения;
- воспитывать усидчивость и внимание.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию грамоте в подготовительной группе „Звук [ЙО] и буква Ё“» размещена в разделах
- Буква Ё
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Виды детской деятельности: речевая, коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная.
Методические приемы:
игровая мотивация, беседа, объяснение, показ иллюстраций, продуктивная, физминутка.
Оборудование: зимнее дерево, Коврограф «Ларчик», проектор, магнитная доска, конструктор картинок 2, Лопушок, Елочка, разрезная азбука на каждого ребенка, мяч, Тетушка Сова, Королева иголочка, фетровые силуэты ёжика и ёлочки, иглы, наперстки, нитки.
Ход НОД
Организационный момент.
Дети под музыку заходят в группу и проходят к зимнему дереву, возле него сидит Тетушка Сова.
Тетушка Сова: Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв. Ребята, а вы знаете, чем буква отличается от звука?
Дети: Ответы детей.
Тетушка Сова: правильно, ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. А скажите, пожалуйста, какие бывают звуки?
Дети: ответы детей.
Тетушка Сова: какие вы молодцы, правильно. Звуки бывают гласные и согласные. А чем они отличаются?
Дети: ответы детей.
Тетушка Сова: хорошо, молодцы! В моем лесу все звуки говорящие, вот послушайте:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, какими цветами мы обозначаем звуки?
Дети: ответы детей.
Тетушка сова: Хорошо, красный цвет – гласные звуки, синий и зеленый согласные. А почему у согласных звуков два цвета : синий и зеленый?
Дети: ответы детей.
Тетушка Сова: Конечно, два цвета нам нужны для того, чтобы различать твердые и мягкие согласные. Вы очень грамотные ребята и поэтому я хочу пригласить вас в путешествие в страну «Алфавитию».
Основная часть.
Дети проходят к проектору.
Тетушка Сова: Сейчас в стране «Алфавитии» мультчас и нам с вами достались билеты в кинотеатр на сказку. Проходите в кинотеатр и занимайте места.
Показ сказки «Хитрая буква Ё» (конструктор картинок 2).
«Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё».
Воспитатель: Ребята, какая интересная сказка о новой букве Ё. А знаете, почему ее называют хитрой?
Дети: нет.
Воспитатель: эту букву называют хитрой, так как она состоит из двух звуков [Й] и [О]. Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!
Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв).
А еще у буквы Ё есть один секрет - она всегда УДАРНАЯ.
Давайте мы это проверим, давайте поиграем: кому я кину мяч, тот придумывает слово начинающиеся со звука Ё, и скажет сколько слогов в слове и какой слог ударный.
Д/и «Придумай слово»
Воспитатель: Молодцы, посмотрите в стране «Алфавитии» есть игровое поле. На нем нас уже ждет Лопушок.
(Дети с воспитателем подходят к коврографу «Ларчик»).
Здравствуй, Лопушок.
Лопушок: Здравствуйте, ребята, У меня на игровом поле случилось несчастье: слова рассыпались. Помогите мне их собрать, пожалуйста.
Воспитатель: поможете?
Дети: да.
Д/и «Собери слово»
«Ёлка», «Ёрш», «Ёжик».
Лопушок: спасибо, ребята. А давайте поиграем.
Физминутка «Ёлка»
Ёлка.
Наша ёлка велика (круговое движение руками,
Наша ёлка высока (встать на носочки,
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки,
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!
Воспитатель: Ребята, пока мы играли с Лопушком. К нам в гости пришла Настоящая Елочка.
Елочка: здравствуйте ребята. Вы так весело играли, что я захотела тоже с вами поиграть.
Воспитатель: ребята поиграем с Ёлочкой?
Дети: да.
Елочка: Ребята, я сейчас составлю на игровом поле слова, вы их прочитаете, и сделаете звуковой анализ слова.
На коврографе «Ларчик» составить слово: «ВОЛ», «НОС».
Дети делают звуковой анализ слов.
Ё лочка: А теперь давайте заменим гласную букву О на хитрую букву Ё.
Дети выполняют задание.
Ё лочка: прочтите, что у вас получилось, и сделайте звуковой анализ слова.
Дети выполняют задание.
Ё лочка: Ребята, обратите внимание на согласную, которая стоит перед гласной буквой. В первом случае согласные твердые, а во втором мягкие. Это происходит потому, что гласная буква Ё всегда смягчает, стоящий перед ней согласный звук.
Ребята, мне очень понравилось, как вы быстро выполнили все мои игровые задания, и поэтому я решила вам сделать каждому из вас подарок. Я подарю вам по волшебной иголочке. Она может вышивать любые буквы. А моя сестрица Королева Иголочка, которая живет у вас в мини – музеи «Лоскуток», тоже прислала вам подарки: силуэты ёжика и ёлки. Попробуете вышить внутри силуэта заглавную букву Ё, и придумайте из чего можно сделать точечки для буквы Ё (предложить детям на выбор пуговицы, бусины, бисер)
Дети вышивают букву Ё.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы! Итак, ребята, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая? Какие задания были трудными сегодня? Что вам понравилось больше всего? Кого мы позовем еще в гости?
Вечером запланирована деятельность в тетрадях в клетку по закреплению материала: печатание буквы Ё