Ирина Чеботарева
Консультация «Обучение грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе впервые для четырёхлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники начинают понимать и употреблять термины " слово ", " звук ", вслушиваются в звучание слова.
На занятиях с детьми пятого года жизни используется разно образный; материал (картинки, игрушки, предметы, который помогает сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слова.
Значение термина " слово " раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх.
Публикация «Консультация „Обучение грамоте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Воспитанники средней группы узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, слова бывают длинные и короткие.
У детей Формируются умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.
Интонационное выделение звука в слове - это особенное произношение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чётко, чем остальные. Длительнее можно произносить только некоторые согласные звуки : м, р, з, в, .га, съ, с, ж. Такие согласные звуки как : к, п, бъ, т, х и другие нельзя долго тянуть.
При интонационном выделении звука в слове нельзя отрывать один звук от другого, выделение звука должно проходить в процессе слитного произнесе-ния всего слова (ммак, рамма, домм).
При формировании интонационного выделения звука в слове используется методический приём сравнения звуков речи с природными звуками, на-зываемыми " песенками " (ссс - песенка насоса, ррр - песенка мотора, шшш -песенка ветра и т. д).
Это даёт возможность обыграть интонационное выделение звука.
Все занятия проводятся в виде дидактических игр, упражнений, подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям детей пятого года жизни.
Занятия строятся так, чтобы дети каждый; раз упражнялись не в выделений определенного звука в слове, а усваивали способ выделения любых звуков в словах. Словесный материал для занятий надо подбирать так, чтобы на двух занятиях подряд не выделять один и тот же звук, а чередовать выделение со-гласных: те, что легко тянутся, и те, что нельзя тянуть.
При обучения дошкольников интонационному выделению звука в слове, необходимо следить, чтобы дети называли звук в соответствии с тем, как он звучит в слове. Так, в слове " кот " - первый звук (к, а в слове "кит " - первый звук (къ).
Овладевая способам интонационного выделения звука в слове, дети одновременно учатся различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.
Термины " твердый " и " мягкий " согласный звук не вводится. Парные по твердости - мягкости согласные можно назвать " братцами ". Твёрдый со-гласный звук - большой братец мягкий согласный звук -" маленький братец".
Знакомство с твердыми и мягкими согласными происходит в процессе игры. Например, все становятся в круг. Круг - это мяч, его надувают большим насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося: с-с-с-с я одновременно образуют круг шире. Затем маленьким насосом надувают маленький мячик. При этом дети произносят: съ - съ - съ. Это умение закрепляют в различных упражнениях с использованием первых ситуаций, в которых дети должны раз-личать и сопоставлять твёрдые я мягкие звуки, называя " братца " заданного звука и подбирая слова с твёрдым и мягким согласным звуком. Например : игра " Назови братца "(проводится в кругу с мячом). Воспитатель называет твёрдый согласный, звук и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч,
называя пару звука т. е. Маленького "братца" - и бросает мяч обратно. Во вто-рой раз воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети - его твёрдую па- РУ •
Дети так же учатся называть слова с заданным звуком. Эти умения они также осваивают в процессе дидактических игр. Воспитатель предлагает детям назвать слова с звуком " и ". Когда дети назовут 10-12 слов, задание меняется: они должны назвать слова со звуком " пъ " .За каждое правильное слово воспитатель даёт ребёнку фишку или игрушку, побеждает тот, у кого больше Фишек
В средней группе дошкольники должны овладевать ещё одним умением: выделять и называть первый звук в слове.
Для этого они используют интонационное выделение звука, а затем называют его изолированно. Эти умения также закрепляются в различных играх и упражнениях. Например: игра " Найди свою картинку ". Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых есть звук " л " или " р ". Он кладёт их вверх рисунком. Дети делятся на две группы. Одни подбирают картинки на звук " л ", другие на звук " р ". По сигналу к каждому столу подходят по одному ребенку из каждой группы и выбирают нужную картинку. Подойдя к своей группе, ребёнок называет слово и первый звук в этом слове.
Дети средней группы учатся составлять предложения по "живой" модели, называя действия. Термин " предложение " при этом не вводится, чтобы не пе-регружать обучение трудными терминами. Приобретённые умения помогут де-тям в старшей группе легче осознавать словесный состав предложений, нау-читься составлять предложения различной конструкции.