Папки-передвижки

Консультация «Обучение грамоте»

Ирина Чеботарева
Консультация «Обучение грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

В средней группе впервые для четырёхлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники начинают понимать и употреблять термины " слово ", " звук ", вслушиваются в звучание слова.

На занятиях с детьми пятого года жизни используется разно образный; материал (картинки, игрушки, предметы, который помогает сконцентрировать внимание на словах - названиях предметов, поддерживает интерес к звучанию слова.

Значение термина " слово " раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, дидактических играх.

Публикация «Консультация „Обучение грамоте“» размещена в разделах

Воспитанники средней группы узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, слова бывают длинные и короткие.

У детей Формируются умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, называть слова с заданным звуком.

Интонационное выделение звука в слове - это особенное произношение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чётко, чем остальные. Длительнее можно произносить только некоторые согласные звуки : м, р, з, в, .га, съ, с, ж. Такие согласные звуки как : к, п, бъ, т, х и другие нельзя долго тянуть.

При интонационном выделении звука в слове нельзя отрывать один звук от другого, выделение звука должно проходить в процессе слитного произнесе-ния всего слова (ммак, рамма, домм).

При формировании интонационного выделения звука в слове используется методический приём сравнения звуков речи с природными звуками, на-зываемыми " песенками " (ссс - песенка насоса, ррр - песенка мотора, шшш -песенка ветра и т. д).

Это даёт возможность обыграть интонационное выделение звука.

Все занятия проводятся в виде дидактических игр, упражнений, подвижных игр, что отвечает возрастным особенностям и возможностям детей пятого года жизни.

Занятия строятся так, чтобы дети каждый; раз упражнялись не в выделений определенного звука в слове, а усваивали способ выделения любых звуков в словах. Словесный материал для занятий надо подбирать так, чтобы на двух занятиях подряд не выделять один и тот же звук, а чередовать выделение со-гласных: те, что легко тянутся, и те, что нельзя тянуть.

При обучения дошкольников интонационному выделению звука в слове, необходимо следить, чтобы дети называли звук в соответствии с тем, как он звучит в слове. Так, в слове " кот " - первый звук (к, а в слове "кит " - первый звук (къ).

Овладевая способам интонационного выделения звука в слове, дети одновременно учатся различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.

Термины " твердый " и " мягкий " согласный звук не вводится. Парные по твердости - мягкости согласные можно назвать " братцами ". Твёрдый со-гласный звук - большой братец мягкий согласный звук -" маленький братец".

Знакомство с твердыми и мягкими согласными происходит в процессе игры. Например, все становятся в круг. Круг - это мяч, его надувают большим насосом. Дети имитируют работу насоса, произнося: с-с-с-с я одновременно образуют круг шире. Затем маленьким насосом надувают маленький мячик. При этом дети произносят: съ - съ - съ. Это умение закрепляют в различных упражнениях с использованием первых ситуаций, в которых дети должны раз-личать и сопоставлять твёрдые я мягкие звуки, называя " братца " заданного звука и подбирая слова с твёрдым и мягким согласным звуком. Например : игра " Назови братца "(проводится в кругу с мячом). Воспитатель называет твёрдый согласный, звук и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч,

называя пару звука т. е. Маленького "братца" - и бросает мяч обратно. Во вто-рой раз воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети - его твёрдую па- РУ •

Дети так же учатся называть слова с заданным звуком. Эти умения они также осваивают в процессе дидактических игр. Воспитатель предлагает детям назвать слова с звуком " и ". Когда дети назовут 10-12 слов, задание меняется: они должны назвать слова со звуком " пъ " .За каждое правильное слово воспитатель даёт ребёнку фишку или игрушку, побеждает тот, у кого больше Фишек

В средней группе дошкольники должны овладевать ещё одним умением: выделять и называть первый звук в слове.

Для этого они используют интонационное выделение звука, а затем называют его изолированно. Эти умения также закрепляются в различных играх и упражнениях. Например: игра " Найди свою картинку ". Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых есть звук " л " или " р ". Он кладёт их вверх рисунком. Дети делятся на две группы. Одни подбирают картинки на звук " л ", другие на звук " р ". По сигналу к каждому столу подходят по одному ребенку из каждой группы и выбирают нужную картинку. Подойдя к своей группе, ребёнок называет слово и первый звук в этом слове.

Дети средней группы учатся составлять предложения по "живой" модели, называя действия. Термин " предложение " при этом не вводится, чтобы не пе-регружать обучение трудными терминами. Приобретённые умения помогут де-тям в старшей группе легче осознавать словесный состав предложений, нау-читься составлять предложения различной конструкции.

Публикации по теме:

«Помоги пчёлке построить дом». Дидактическая игра по разделу программы «Обучение грамоте» Тема: "Помоги пчёлке построить дом" Цель: определить первый звук. Ход игры. Воспитатель предлагает детям пройти на цветочную полянку, на.

Итоговая ООД по речевому развитию «Обучение грамоте» (Подготовительная группа) ИТОГОВАЯ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Закрепить представление о речи,.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский - сад № 88 «Улыбка» Управление администрации.

НОД Обучение грамоте «Путешествие по России» в логопедической подготовительной группе НОД: «Путешествие по России» Тип НОД: фронтальное занятие. Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знания детей о.

План работы по развитию речи. Обучение грамоте Пояснительная записка Русский язык считается одним их самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку.

Обучение дошкольников грамоте Обучение дошкольников грамоте Актуальность В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной.

Обучение грамоте в 1 классе (урок-консультация для родителей) Урок- консультация для родителей. Тема: Закрепление изученного материала. Цели: 1) Показать родителям, какими умениями и навыками должны.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

Обучение грамоте в подготовительной группе «Гласная двузначная буква Я» Цели:научить правильно произносить гласный звук Я;развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах;совершенствовать.

Обучение грамоте в старшей группе. Представление о слове Цели:-закреплять представление о слове; -закреплять умения интонационно выделять звук в слове;различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение грамоте»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 18:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Обучение грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чеботарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД