МААМ-картинки

План работы по развитию речи. Обучение грамоте

Ольга Зверкова
План работы по развитию речи. Обучение грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Русский язык считается одним их самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Главное внимание педагога должно быть сосредоточено на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевым нормам. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования, а её решение должно начинаться с первых лет жизни ребёнка.

Публикация «План работы по развитию речи, Обучение грамоте» размещена в разделах

Подготавливая ребенка к школе, важно помнить о том, чем он станет заниматься, будучи первоклассником. Одним из значимых навыков, который школа даёт ребенку - это умение читать. Необходимое условие обучения чтению - это умение соотносить звуковой и зрительный ряд, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Цель программы :

Совершенствовать восприятия фонематического слуха для правильного, своевременного формирования речи дошкольника.

Задачи программы :

• Cформировать у ребенка представления о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;

• Совершенствовать у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове слоге звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи;

• Проявление у ребенка заинтересованного отношение к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

• Совершенствовать владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Предполагаемый результат:

В результате работы по данной программе дети :

• познакомятся с первоначальными лингвистическими представлениями, пониманием того, что такое слово, предложение и как они строятся;

• овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;

• будут различать короткие и длинные слова, делить слова на слоги, дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно, определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного, произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

Особенности организации занятий

Подгрупповое, 8-10 человек.

Взаимодействие с родителями

1. Предоставление информации о текущей работе.

2. Проведение открытых занятий.

3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.

4. Фотовыставка.

Предметная среда

1. Набор игрушек для развития дыхания (бумажные колпачки, ватные шарики, мыльные пузыри, снежинки, вырезанные из салфеток, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая, пушинки, карандаши с гранью и без грани и т. п.)

2. Набор музыкальных игрушек для развития слуха (бубен, барабан, гармошка, дудочка, погремушка, колокольчик, игрушки-пищалки, свисток и г. п., контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, фасолью, пуговицами и т. п.

3. Набор картинок для развития фонематического слуха.

4. Настольно-печатные дидактические игры из серии «Играй-ка».

5. Настольный и кукольный театр.

Календарно-тематический план.

№ тема задачи

Февраль

1 Сказка о волшебнике. Через сказку способствовать развитию слухового внимания.

Развивать умение различать гласные звуки, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.

Продолжать знакомить детей с многообразием слов, их моделированием, строением.

2 Знакомство с буквой «А»

Графическое изображение буквы «А» Место буквы в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука А

Развитие зрительного восприятия буквы, умения составлять из деталей бумажного конструктора.

Упражнять в написании буквы «А» в клетке.

Упражнять писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце слова).

3 Закрепление буквы «А»

Воздушное письмо. Совершенствовать фонематический слух.

Продолжать развивать умение соотносить звук со зрительным образом буквы. Развитие зрительного восприятия-умение находить букву в тексте.

Развитие произвольного внимания.

4 Знакомство с буквой «О»

Графическое изображение буквы «О» Место буквы в слове Познакомить с буквой «О» как письменным обозначением звука О.

Упражнять в выкладывании буквы из бумажного конструктора.

Развивать умение писать печатную букву «О» используя образец.

Продолжать формировать умение отмечать на схеме буквой «О» место расположения этого звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Март

5 Закрепление буквы «О»

Лепка буквы из пластилина Совершенствовать развитие зрительного и слухового восприятия.

Развивать моторику кистей рук, лепить букву из пластилина.

Упражнять в умении находить букву в тексте.

Развитие внимания, памяти, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого.

6 Знакомство с буквой «У».

Написание буквы «У»

Место буквы в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Развивать умение самостоятельно выкладывать образ буквы из бумажного конструктора.

Познакомить с буквой «У» как с письменным обозначением звука У.

Упражнять в написании буквы «У» в клетке.

Продолжать развивать умение писать на схеме букву «У» в месте, где слышите звук У (в начале, в середине, в конце слова).

7 Закрепление буквы «У».

Выкладывание из счетных палочек. Написание и чтение слов АУ,УА. Закрепление буквы «У»

Развивать умение находить букву в тексте. Упражнять выкладывать из счётных палочек. Нормировать умение читать слова их пройденных-букв АУ, УА.

Развивать внимание, логическое мышление, память.

8 Знакомство с буквой «Ы».

Графические изображение буквы «Ы».

Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука Ы

Упражнять в умении выкладывать букву из конструктора.

Способствовать развитию фонематического слуха.

Продолжать формировать умение отмечать на схеме буквой «Ы» место расположения этого звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Апрель

9 Закрепление буквы «Ы».

Выкладывание из шнурочков. Закреплять умение соотносить букву со звуком. Упражнять в умении выкладывать букву из шнурочков.

Развивать зрительное восприятие - уметь находить букву в тексте.

10 Знакомство с буквой «Э»

Написание буквы «Э».

Место буквы в слове. Познакомить с буквой «Э» как письменным обозначением звука Э. :Способствовать развитию звукобуквенного анализа

Развитие зрительного восприятия буквы, умения составлять из деталей бумажного конструктора.

Упражнять в умении писать печатную букву «Э» в клетке. -

Совершенствовать умение писать букву «Э» в слове соответственно месту нахождения звука Э

11 Закрепление буквы «Э».

Выкладывание из пуговиц Повторение букв А,0,У,Ы Продолжать развивать умение соотносить звук со зрительным образом буквы.

Развивать произвольное внимание, находить букву в тексте.

Создавать образ буквы из пуговиц, развивать мелкую моторику кистей рук.

Повторить буквы А, О, У, Ы, Э, упражнять писать в чередовании.

12 Знакомство с буквой «Л»

Графическое изображение буквы «Л» Место буквы в слове Совершенствовать фонематический слух.

Познакомить с буквой Л, как согласной буквой и её письменным обозначением звука Л. Развивать умение соотносить звук и букву. Упражнять в выкладывании из конструктора. Нормировать умение писать букву.

Продолжать заменять место звука в словах буквой «Л», определяя место нахождения (в начале, в середине,в конце слова).

Закреплять понятие «согласные звуки.

Май

13 Закрепление буквы «Л».

Выкладывание из спагетти Слогообразование.

Чтение слогов ЛА,

ЛО,ЛУ,ЛЫ,АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ.

Нахождение в тексте. Совершенствовать умение придумывать слова со слогами.

3акреплять образ буквы, умение находить в тексте.

Познакомить со слогообразованием, дать понятие, что «слог»- это часть слова.

Развивать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове (можно просканировать, прошагать, определить - положив тыльную сторону руки под подбородок или по наличию количества гласных в слове).

Упражнять слитно читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ,ЭЛ.

14 Знакомство с буквой «М»

Составление образа буквы из бумажного конструктора.

Написание буквы «М» в клетке. Способствовать развитию звукобуквенного анализа.

Упражнять в умении выкладывать из конструктора.

Познакомить с понятием «ударение», учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

Упражнять в написании буквы «М» в клетке и в слове (в начале, в середине, в конце).

15 Закрепление буквы «М»

Выкладывание из карандашей

Нахождение в тексте

Чтение слогов в прямом и обратном направлении. Чтение слов

Знакомство с предложением

Чтение предложения

Вставление пропущенных букв в слова. Закреплять зрительное восприятие буквы, умение выкладывать и находить в тексте. Способствовать развитию слухового внимания, умению придумывать слова со слогами.

Упражнять в умении слитно читать слоги МА,МО,МУ,МЫ,МЭ,АМ,ОМ,УМ,ЫМ,ЭМ. Нормировать умение читать слова из пройденных букв.

Познакомить детей с понятием «предложение» и его условным обозначением.

Упражнять детей в составлении повествовательных предложений из 2,3 слов по картинке и самостоятельно.

Воспитывать интерес к речевой деятельности.

Развивать умение читать предложение.

Упражнять в умении вставлять пропущенные буквы в слова.

16 Знакомство с буквой «Н»

Графическое изображение буквы «Н»

Выкладывание из конструктора

Написание в клетке буквы «Н» Познакомить с буквой «Н», как письменным обозначением согласного звука Н. Знакомство с графическим изображением буквы «Н».

Развивать умение выкладывать букву из конструктора.

Упражнять в умении писать в клетке букву «Н».

Продолжать формировать умение определять место буквы в слове и записывать её на схеме (в начале, в середине, в конце слова).

Всего:16

Публикации по теме:

Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5–7 лет Презентация для родителей на тему «Обучение грамоте дошкольников с ОНР 5-7 лет». Цель: познакомить родителей с системой обучения грамоте.

«Помоги пчёлке построить дом». Дидактическая игра по разделу программы «Обучение грамоте» Тема: "Помоги пчёлке построить дом" Цель: определить первый звук. Ход игры. Воспитатель предлагает детям пройти на цветочную полянку, на.

Итоговая ООД по речевому развитию «Обучение грамоте» (Подготовительная группа) ИТОГОВАЯ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Закрепить представление о речи,.

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп «Обучение грамоте детей с ОНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский - сад № 88 «Улыбка» Управление администрации.

НОД Обучение грамоте «Путешествие по России» в логопедической подготовительной группе НОД: «Путешествие по России» Тип НОД: фронтальное занятие. Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знания детей о.

Обучение дошкольников грамоте Обучение дошкольников грамоте Актуальность В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной.

Обучение грамоте в 1 классе (урок-консультация для родителей) Урок- консультация для родителей. Тема: Закрепление изученного материала. Цели: 1) Показать родителям, какими умениями и навыками должны.

Обучение грамоте в подготовительной группе «Гласная двузначная буква Я» Цели:научить правильно произносить гласный звук Я;развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах;совершенствовать.

Обучение грамоте в старшей группе. Представление о слове Цели:-закреплять представление о слове; -закреплять умения интонационно выделять звук в слове;различать на слух твёрдые и мягкие согласные.

Памятка для родителей «Обучение ребенка грамоте в домашних условиях» Памятка по обучению детей грамоте 1. Научите детей различать звук от буквы (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем). 2. Звуки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по развитию речи. Обучение грамоте
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 16:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по развитию речи. Обучение грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зверкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД