Ольга Зверкова
План работы по развитию речи. Обучение грамоте
Пояснительная записка
Русский язык считается одним их самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Главное внимание педагога должно быть сосредоточено на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевым нормам. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования, а её решение должно начинаться с первых лет жизни ребёнка.
Публикация «План работы по развитию речи, Обучение грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Подготавливая ребенка к школе, важно помнить о том, чем он станет заниматься, будучи первоклассником. Одним из значимых навыков, который школа даёт ребенку - это умение читать. Необходимое условие обучения чтению - это умение соотносить звуковой и зрительный ряд, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.
Цель программы :
Совершенствовать восприятия фонематического слуха для правильного, своевременного формирования речи дошкольника.
Задачи программы :
• Cформировать у ребенка представления о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
• Совершенствовать у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове слоге звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, о выразительных средствах речи;
• Проявление у ребенка заинтересованного отношение к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
• Совершенствовать владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.
•
Предполагаемый результат:
В результате работы по данной программе дети :
• познакомятся с первоначальными лингвистическими представлениями, пониманием того, что такое слово, предложение и как они строятся;
• овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;
• будут различать короткие и длинные слова, делить слова на слоги, дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно, определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного, произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
Особенности организации занятий
Подгрупповое, 8-10 человек.
Взаимодействие с родителями
1. Предоставление информации о текущей работе.
2. Проведение открытых занятий.
3. Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
4. Фотовыставка.
Предметная среда
1. Набор игрушек для развития дыхания (бумажные колпачки, ватные шарики, мыльные пузыри, снежинки, вырезанные из салфеток, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая, пушинки, карандаши с гранью и без грани и т. п.)
2. Набор музыкальных игрушек для развития слуха (бубен, барабан, гармошка, дудочка, погремушка, колокольчик, игрушки-пищалки, свисток и г. п., контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, фасолью, пуговицами и т. п.
3. Набор картинок для развития фонематического слуха.
4. Настольно-печатные дидактические игры из серии «Играй-ка».
5. Настольный и кукольный театр.
Календарно-тематический план.
№ тема задачи
Февраль
1 Сказка о волшебнике. Через сказку способствовать развитию слухового внимания.
Развивать умение различать гласные звуки, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
Продолжать знакомить детей с многообразием слов, их моделированием, строением.
2 Знакомство с буквой «А»
Графическое изображение буквы «А» Место буквы в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука А
Развитие зрительного восприятия буквы, умения составлять из деталей бумажного конструктора.
Упражнять в написании буквы «А» в клетке.
Упражнять писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце слова).
3 Закрепление буквы «А»
Воздушное письмо. Совершенствовать фонематический слух.
Продолжать развивать умение соотносить звук со зрительным образом буквы. Развитие зрительного восприятия-умение находить букву в тексте.
Развитие произвольного внимания.
4 Знакомство с буквой «О»
Графическое изображение буквы «О» Место буквы в слове Познакомить с буквой «О» как письменным обозначением звука О.
Упражнять в выкладывании буквы из бумажного конструктора.
Развивать умение писать печатную букву «О» используя образец.
Продолжать формировать умение отмечать на схеме буквой «О» место расположения этого звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Март
5 Закрепление буквы «О»
Лепка буквы из пластилина Совершенствовать развитие зрительного и слухового восприятия.
Развивать моторику кистей рук, лепить букву из пластилина.
Упражнять в умении находить букву в тексте.
Развитие внимания, памяти, умения слушать и выполнять инструкцию взрослого.
6 Знакомство с буквой «У».
Написание буквы «У»
Место буквы в слове Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Развивать умение самостоятельно выкладывать образ буквы из бумажного конструктора.
Познакомить с буквой «У» как с письменным обозначением звука У.
Упражнять в написании буквы «У» в клетке.
Продолжать развивать умение писать на схеме букву «У» в месте, где слышите звук У (в начале, в середине, в конце слова).
7 Закрепление буквы «У».
Выкладывание из счетных палочек. Написание и чтение слов АУ,УА. Закрепление буквы «У»
Развивать умение находить букву в тексте. Упражнять выкладывать из счётных палочек. Нормировать умение читать слова их пройденных-букв АУ, УА.
Развивать внимание, логическое мышление, память.
8 Знакомство с буквой «Ы».
Графические изображение буквы «Ы».
Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука Ы
Упражнять в умении выкладывать букву из конструктора.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Продолжать формировать умение отмечать на схеме буквой «Ы» место расположения этого звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Апрель
9 Закрепление буквы «Ы».
Выкладывание из шнурочков. Закреплять умение соотносить букву со звуком. Упражнять в умении выкладывать букву из шнурочков.
Развивать зрительное восприятие - уметь находить букву в тексте.
10 Знакомство с буквой «Э»
Написание буквы «Э».
Место буквы в слове. Познакомить с буквой «Э» как письменным обозначением звука Э. :Способствовать развитию звукобуквенного анализа
Развитие зрительного восприятия буквы, умения составлять из деталей бумажного конструктора.
Упражнять в умении писать печатную букву «Э» в клетке. -
Совершенствовать умение писать букву «Э» в слове соответственно месту нахождения звука Э
11 Закрепление буквы «Э».
Выкладывание из пуговиц Повторение букв А,0,У,Ы Продолжать развивать умение соотносить звук со зрительным образом буквы.
Развивать произвольное внимание, находить букву в тексте.
Создавать образ буквы из пуговиц, развивать мелкую моторику кистей рук.
Повторить буквы А, О, У, Ы, Э, упражнять писать в чередовании.
12 Знакомство с буквой «Л»
Графическое изображение буквы «Л» Место буквы в слове Совершенствовать фонематический слух.
Познакомить с буквой Л, как согласной буквой и её письменным обозначением звука Л. Развивать умение соотносить звук и букву. Упражнять в выкладывании из конструктора. Нормировать умение писать букву.
Продолжать заменять место звука в словах буквой «Л», определяя место нахождения (в начале, в середине,в конце слова).
Закреплять понятие «согласные звуки.
Май
13 Закрепление буквы «Л».
Выкладывание из спагетти Слогообразование.
Чтение слогов ЛА,
ЛО,ЛУ,ЛЫ,АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ.
Нахождение в тексте. Совершенствовать умение придумывать слова со слогами.
3акреплять образ буквы, умение находить в тексте.
Познакомить со слогообразованием, дать понятие, что «слог»- это часть слова.
Развивать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове (можно просканировать, прошагать, определить - положив тыльную сторону руки под подбородок или по наличию количества гласных в слове).
Упражнять слитно читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ,ЭЛ.
14 Знакомство с буквой «М»
Составление образа буквы из бумажного конструктора.
Написание буквы «М» в клетке. Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Упражнять в умении выкладывать из конструктора.
Познакомить с понятием «ударение», учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.
Упражнять в написании буквы «М» в клетке и в слове (в начале, в середине, в конце).
15 Закрепление буквы «М»
Выкладывание из карандашей
Нахождение в тексте
Чтение слогов в прямом и обратном направлении. Чтение слов
Знакомство с предложением
Чтение предложения
Вставление пропущенных букв в слова. Закреплять зрительное восприятие буквы, умение выкладывать и находить в тексте. Способствовать развитию слухового внимания, умению придумывать слова со слогами.
Упражнять в умении слитно читать слоги МА,МО,МУ,МЫ,МЭ,АМ,ОМ,УМ,ЫМ,ЭМ. Нормировать умение читать слова из пройденных букв.
Познакомить детей с понятием «предложение» и его условным обозначением.
Упражнять детей в составлении повествовательных предложений из 2,3 слов по картинке и самостоятельно.
Воспитывать интерес к речевой деятельности.
Развивать умение читать предложение.
Упражнять в умении вставлять пропущенные буквы в слова.
16 Знакомство с буквой «Н»
Графическое изображение буквы «Н»
Выкладывание из конструктора
Написание в клетке буквы «Н» Познакомить с буквой «Н», как письменным обозначением согласного звука Н. Знакомство с графическим изображением буквы «Н».
Развивать умение выкладывать букву из конструктора.
Упражнять в умении писать в клетке букву «Н».
Продолжать формировать умение определять место буквы в слове и записывать её на схеме (в начале, в середине, в конце слова).
Всего:16