Марина Бирюкова
Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
Определение педагогом с детьми темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата (что знаем о безопасности, что хотим узнать, как это сделать);
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению» размещена в разделах
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Гл. ред. В. А. Володин. — М. : «Аванта+», 2001.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников.
4. Гризик Т. И., Глушкова Г. В. : Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. -М. ; Просвещение,2015.
5. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Прометей, 2002.
Совместно с родителями изготовление атрибутов для разыгрывания сюжетов: ширма, домик, костюмы, книжки-малышки, лепбук «Безопасность в быту».
Основной этап
Чтение детям и оформление иллюстраций к художественной литературе. НОД по безопасности в быту.
Совместно с родителями создание книжек-малышек на тему «Безопасность в быту», оформление уголка безопасности, создание альбома «Безопасность в быту», моделирование опасных ситуаций в театрализованной деятельности.
1. Основные направления работы:
• Падение с высоты
• Химические и лекарственные препараты
• Бытовые электроприборы
• Колющие и режущие предметы
• Чужой человек
• Пожарная безопасность
Формы и методы работы:
ООД, игры. наблюдения, беседы, творческая мастерская, решение ситуативных задач, чтение художественной литературы, взаимодействие детей с родителями.
Работа по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Шофёры», «Парикмахерская», «Путешествие в сказку»
Цель: Продолжать работу по развитию и обогащению игровых замыслов детей, направленных на безопасное поведение в быту. Подводить детей к самостоятельному выбору игровых замыслов, используя косвенные методы руководства. Развивать умение самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игр. Формировать умение самостоятельно распределять роли при проведении игр.
• Дидактические игры «Опасные ситуации», «Хороший поступок», «Каждой вещи своё место», «Назови предмет по описанию», «Что к чему», «Как правильно?».
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, закреплять знания детей об опасных ситуациях, способах их избежать. Знать опасные предметы в быту.
• Игры драматизации: по мотивам литературных произведений.
Цель: Формировать эталоны безопасного поведения, учить
анализировать разыгрываемые ситуации. Драматизация
инсценировки «Как козлятки дома одни остались».
Познавательное развитие:
Тематические занятия:
- Чем опасна высота?
-Почему нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества?
-Опасное и неопасное электричество.
-Каждой вещи – своё место!
-Кто стучится в дверь ко мне?
-Спички детям не игрушки!
Цель: Знакомство с опасностями, которые подстерегают детей в быту. Расширять знания детей о способах избежать беды. Знакомство с телефонами экстренной службы. Познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная).
Строительные игры: «Домик для козлят», «Высокий дом с балконом».
Цель: развивать умение сооружать элементарные постройки, знать и называть что для чего нужно, вызывать желание строить самостоятельно.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;
К. И. Чуковского «Путаница», «Федорино горе»;
русская народная сказки «Волк и семеро козлят»; «Кот, лиса и петух»;
сказки «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»;
С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»;
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»;
Б. Жидков «Пожар в море».
Составление рассказов на тему: «Что будет, если…», «Что было до, что может быть потом».
Цель: Способствовать развитию речи как средству общения, активизировать словарь. Помогать детям общаться друг с другом. Учить рассматривать картины, составлять самостоятельно или опираясь на план воспитателя рассказ. Развивать диалогическую и монологическую речь. Продолжать работу над правильным произношением звуков и слов. Работать над дикцией.
Беседы на тему «Безопасность в быту».
Цель: Учить обсуждать предложенные ситуации и делать вывод о последствиях неосторожного поведения и обращения с предметами. Обсуждение проблемных ситуаций.
Цель: Познакомить с номерами телефонов экстренных служб. Учить находить правильный выход из экстремальной ситуации.
Художественно-эстетическое развитие:
Использование эпитетов, сравнений, различных интонаций и эмоций для передачи настроения, переживаний литературных героев. В продуктивной деятельности (изготовление настольного театра «Волк и семеро козлят») использовать различные приёмы и средства выразительности.
Цель: Продолжать учить работать с красками, клеем, ножницами, пластилином. Развивать фантазию, воображение. Учить составлять композицию по теме.
Создание выставки детских рисунков, аппликаций по теме «Безопасность в быту».
Физическое развитие:
Проведение подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, к собственной безопасности.
Воспитывать желание самостоятельно придумывать правила и сюжет игр, комбинировать знакомые подвижные игры, организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками. Пальчиковая гимнастика по темам.
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Формировать представлений о здоровье, его ценности, безопасном поведении, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
План работы с детьми
по проекту: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций».
Дата
проведения Название
мероприятия Цель мероприятия
I неделя Падение с высоты:
1. ООД «Чем опасна высота?"
(приложение 3)
2. Д/и «Оцени поступок»
3. Рисование «Какая высота опасна?»
4. Беседы на тему: «Что будет, если…»
5. Строительные, сюжетно-ролевые игры с включением сюжетов темы «Безопасность».
6. Консультация для родителей на тему: «Как сделать книжку-малышку»
Познакомить детей с опасностью «высота», предостеречь от несчастных случаев в быту, учить детей находить выход из опасной ситуации, если она произойдёт.
II неделя Химические и лекарственные препараты
1. ООД «Почему нельзя пробовать на вкус незнакомые вещества?»
(приложение 4)
2. Обсуждение проблемных ситуаций, познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.
3. Рассказывание детьми выдуманных историй и их последующее обсуждение.
4. Изготовление игрушек-заместителей для с/р игр (лепка, аппликация).
5. С/р игры «Семья», «Больница».
Познакомить детей с опасностью «незнакомое вещество», предостеречь от несчастных случаев в быту.
Учить находить правильный выход из экстремальной ситуации.
III неделя Бытовые электроприборы
1. ООД «Опасное и неопасное электричество».
(приложение 5)
2. Просмотр презентации
«Откуда появляется ток».
3. Рисование на тему: «Опасное электричество».
4. Составление детьми рассказов из опыта.
Познакомить детей с опасностью «Опасное и неопасное электричество», предостеречь от несчастных случаев в быту.
IV неделя Колющие и режущие предметы
1. ООД «Каждой вещи – своё место!».
(приложение 6)
2. Чтение К. И. Чуковского «Путаница», «Федорино горе».
3. Беседа: «Что было до, что может быть потом…».
4. Творческая работа с использованием разных средств выразительности на тему: «Чем опасен беспорядок».
5. Составление детьми рассказов из опыта.
6. Д/и «Назови предмет по описанию», «Что к чему», «Каждой вещи своё место»,
Познакомить детей с опасностью «колющие и режущие предметы», предостеречь детей от несчастных случаев в быту, учить прогнозировать последствия своих действий.
V неделя Чужой человек
1. ООД «Кто стучится в дверь ко мне?».
(приложение 7)
2. Дидактические игры «Опасные ситуации», «Хороший поступок», «Как правильно?».
3. Беседа, что может случиться, если…
4. Беседа психолога:
«Предупреждён, значит вооружён».
(приложение)
5. Изготовление папки «Безопасность в быту».
6. Выставка книжек-малышек, изготовленных детьми с родителями.
Учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ними совершается насилие. Развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.
VI неделя Пожарная безопасность
1. ООД «Спички детям не игрушки!»
(приложение 8)
2. Чтение литературных произведений:
Сказок - «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял»;
С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»;
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»;
Б. Жидков «Пожар в море».
3. Рисование на тему: «Почему возник пожар».
4. Обыгравание сюжетов из литературных произведений.
5. Квест с участием родителей. Тема: «Знать об этом должен каждый: безопасность – это важно.
(приложение 10)
6. Театрализация сказки о безопасности в быту «Как козлятки дома одни остались».
Углубить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара.