Черникова Алина Александровна
Подвижные игры в развитии двигательной активности детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Эмоциональная насыщенность и увлекательное содержание игры побуждают ребенка к определенным физическим и умственным усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Лови!», «Стой!».
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
В младших группах наиболее часто используются:
- сюжетные игры (от них чаще всего исходят ролевые наименования игр («Кот и мыши», «Наседка и цыплята»). Они определяют игровое поведение детей;
- простейшие несюжетные игры типа «Ловишки»;
- а также игры-забавы.
Основным содержанием является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта, различных видов предметной деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с узнаванием и запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты). Задания на различения основных цветов («Цветные автомобили», «Бегите к флажку», звуков («Угадай, кто кричит»).
В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Поезд», «Зайка беленький сидит» и др.). Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Вначале совсем простые, например: «Как я скажу «дождик», бегите к своим стульчикам». Или: «Как кошка замяукает, так все мышки побегут прятаться в норки».
Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.
В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.
Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Игровые упражнения. В игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре, особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий, как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.
Игры-забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с пол Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят листочки, как ветер качает деревья и т. д.
При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия. Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру воспитатель с детьми повторяет 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»положенным в нее шариком, и ничего не уронить.
Таким образом, подвижные игры являются незаменимым уникальным средством формирования эмоциональных, умственных и физических качеств детей раннего возраста. Игры приносят малышам истинные удовольствие и радость в познании мира и самих себя.