Анастасия Уточкина
Воспитание и обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема на сегодняшний день- это воспитание и обучение детей с ОВЗ. Таких детей становится больше в дошкольных образовательных учреждениях. Чтобы обучать и воспитывать таких детей, мы должны руководствоваться следующими документами:
• «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ;
Публикация «Воспитание и обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 27 августа 2015 года)
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" и т. д.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. («закон об образовании»)
Инклюзия, или включение, понятие, касающееся принципа организации воспитания и обучения, при котором дети с особыми образовательными потребностями находятся совместно со своими сверстниками в образовательном учреждении.
Дети с нарушением зрения. У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность). У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.
- Слепые (шрифт Брайля, озвученные игрушки, кубики и пазлы с выпуклым рисунком, игрушки из различных материалов, строительный конструктор)В группе такие дети могут передвигаться в обруче или держа его перед собой.
- Слабовидящие (Крупный шрифт, яркий инвентарь,лупы)
Технологии:
музыкотерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, литотерапия, ароматерапия. Перед занятием обязательно гимнастика для глаз.
Среда – все предметы для игры находятся в одном месте, другие дети брать не должны.
1. Дети с нарушением слуха. Слух можно потерять в разном возрасте. Иногда малыш рождается глухим. Если нарушение слуха произошло до того, как ребенок овладел речью, он не сможет самостоятельно научиться разговаривать. В случае если малыш потерял слух, уже умея разговаривать, велика вероятность, что постепенно его речь будет утрачиваться. Учат читать с 3-х лет. Все объекты для глухих детей подписываются.
-глухие (не слышат вообще, только облик слова). Устная речь у глухих не формируется без специального обучения.
- тугоухие (с аппаратом)
2. Дети с ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Страдают все когнитивные процессы (знание не понимают, что хорошо - плохо)
- интеллект сохраняется, ПР задерживается.
Для таких детей нужны многократные повторения, хвалить подейственно (молодец, ты сел на стул). Проговаривать заранее, что будет дальше. При обучении давать четкую команду (бери ложку, кушай). При непонимании брать своей рукой руку ребенка.
Группы детей :
- Конституционального (недоношенные, с маленьким весом и ростом)
- Психогенного (запущенные, психическое недоразвитие)
- Соматогенного (часто болеющие)
- Церебрально- органического (долго выравнивается, самая сложная группа)
ТЕХНОЛОГИИ: Сказкотерапия, изотерапия, сенсорные игры и упражнения, алгоритмы и «Метод инверсии» - кропотливость, соблюдение всех этапов, включение родителей (сложно). Использование дидактической куклы.
Дети с ТНР. 4 уровня ОНР. Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Плохо классифицируют, обобщают, сравнивают.
- Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи
Дети УО. Интеллект развить нельзя. Нарушение восприятия, мышление имеет своеобразные черты. УО не понимает, что от него хотят. IQ ниже 70. Высшие психические функции развить можно.
- тяжелая - идиотия (тяжелая, средняя, легкая формы);
- средняя - имбецильность (тяжелая, средняя, легкая формы);
- легкая - дебильность (тяжелая, средняя, легкая формы).
Трудотерапия.
Дети ДЦП. Двигательный дефект. Степени тяжести: 1 Легкая форма (поражение рук и ног легкая дрож в руках). 2 Средняя (легкая хромота). 3 Тяжелая (речь нарушена ходят вприсядку).Часть детей не имеют отклонения в развитии, расстройства ЭВС, своеобразное формирование личности. Мнимые, обидчивые. Имеют определенные страхи. Снижен порок чувствительности, быстрая утомляемость.
Доступная среда шефство над ребенком
- «Креативное рисование», «Парная гимнастика «ЛФК.
Особенности двигательного развития детей с ДЦП : необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм; нужно развивать мелкую моторику рук; необходимо также формировать правильное представление о своем теле; важно также стимулировать общение с окружающими; при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.
Дети аутисты.
Синдром Каннера (уход от реальности в мир собственных переживаний).
Синдром Аспергера (высокий интеллект избирательная общительность фотографическая память).
Детское дезинтегративное расстройство
Синдром Ретта (проявляется с 15 лет навязчиво хохочет).
Атипичный аутизм
Классификация (Никольской) :
• Отрешенность от окружающего
• С преобладанием стереотипий
• С преобладанием сверхценных интересов
• С чрезвычайной ранимостью окружающим
Работа (игра, рисование) :
• Выведение аутичного ребенка в контакт с внешним миром
• Формирование межличностных взаимоотношений
• Предпосылок целенаправленной деятельности
• Воспитание и поддержание адекватных социальных установок и интересов
Игры с водой, диски с колыбельными, закрытая среда (все по коробочкам).