Татьяна Александровна Головинова
Обучение детей с ОНР старшего дошкольного возраста составлению рассказов по картине с применением ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей с ОНР старшего дошкольного возраста составлению рассказов по картине с применением ТРИЗ-технологии.
Головинова Татьяна Александровна
Воспитатель
МАДОУ ДС 453
Главная мысль, которую пытается донести, стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе».
Публикация «Обучение детей с ОНР старшего дошкольного возраста составлению рассказов по картине с применением ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Любой психически здоровый ребенок от рождения является потенциально одаренным, и только неправильные воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности.
Выявлять талантливых детей важно. Но более перспективный путь – путь бережного сохранения и воспитания прирожденной одаренности каждого ребенка.
Возможность развития творческой речевой деятельности детей возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У детей возникает возможность действовать по замыслу. По определению Л. С. Выготского их обычное воображение превращается в воображение творческое.
Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
С созданием основ теории изобретательских задач (ТРИЗ) появилась база для обучения, повышающего творческий потенциал человека. Основная масса детей со средним развитием уже в процессе обучения основам ТРИЗ решают сложные творческие проблемы.
Так что же такое ТРИЗ.
Наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г. С. Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение этой технологии формирует у будущих изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.
Актуальность заключается в том, что рассказ по картине – одно из сложных заданий для детей старшего дошкольного возраста. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. В текстах очень много таких слов, как ("ну", "потом", "вот". и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с небольшими изменениями. За одно мероприятие (беседу) детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Им этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам : "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на рассказчика, он рассказывает. " Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая технология развития связной речи дошкольников, разработанные на основе данных методов и приемов, рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине :
1-ый тип: "Текст реалистического характера". Основная цель данного типа обучение составлению описательных рассказов по картине. Рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д. ; создание рифмованных текстов по содержанию картины.
2-ой тип: "Текст фантастического характера". Основой является составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине, рассказ как фантастическое преобразование содержания. Фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам содержания картины; рифмованные тексты фантастического плана.
Имея опыт работы на логопедической группе, которую посещают дети с общим нарушениями речи (ОНР, было заметно, что для большинства из них непосильная задача составить творческий рассказ по картине. При составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия и дети составляют творческие рассказы только с помощью наводящих вопросов. Еще одна проблема для детей с ОНР – трудности концентрации внимания, быстрая утомляемость (очень часто внимание у детей рассеянное).
В работе по описанию картины я совсем недавно стала применять один из приемов ТРИЗ-технологии. В этом мне и немало помогла книга И. Н. Мурашковской и Н. П. Валюмс «Картинка без запинки» и Т. А. Сидорчук и Э. Э. Байрамовой «Технологии развития связной речи у дошкольников».
Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. На деле все бывает по-другому. Чаще всего педагог становится свидетелем сцены : «раскрывает щука рот, а не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка и эти камни нам поможет убрать ТРИЗ – технология.
Алгоритмы мыслительных действий при определении состава картины будут : перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Моделирование объектов. Группировка по заданному признаку. Обобщение перечисленных объектов. Рефлексия. "Определение состава картины".
Главная цель - обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Педагог должен проявлять интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, педагог должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
Основное направление - упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется, почему их можно соединить.
Педагогу постепенно можно подвести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке:
- что с чем связано;
- затем почему;
- подтверждение (вывод).
Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами, педагог должен проявить терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком. После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
На пример : во время игры с картиной «Ежиха с ежатами». Дети вместе с педагогом играют в волшебника «Объединяй» и «Объясняют» ему, что ежи и трава объединились, потому, что они стоят и даже лежат на траве.
«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
Пример : «Маленькие ежи дружат, потому, что они дети одной мамы – ежихи и они любят вместе играть».
«Ищу недругов» - найти объекты, которые между собой «не дружат».
На пример : «Кузнечик и жук не дружат с ежами, потому, что ежи любят питаться насекомыми».
«Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» - объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.
На пример : По траве гуляет ежиха с ежатами, один из детенышей катается на спинке по траве, а его колючки могут поранить и сделать больно насекомым, которые могут быть в траве. Малышам хорошо играть – они нашли мягкое, удобное место. Насекомые благодарны ежатам, что они очень внимательны и осторожны.
Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Необходимо побудить детей к описанию возможных ощущений.
Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, рекомендуется начинать речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому объекту на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины.
"Составление загадок и метафор по картине". Ознакомление детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для этого процесса.
Основные мыслительные действия при составлении загадок :
- Выбор объекта на картине.
- модели загадки.
- подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
- Выбор наиболее удачных сравнений.
- Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор, выбор:
- объекта на картине.
- модели метафоры.
- подбор характеристик.
- наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
При совместном составлении загадок окончательный текст читает педагог, а дети его повторяют. Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Загадки.
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
Пример : «Еж какой? Колючий как кактус. Маленький как воробей. Серенький как заяц». Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравнивают с другими объектами.
Итог: «Колючий как кактус, маленький, но не воробей, серый как заяц».
Выделяют действия объекта и перечисляют другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Пример : «Еж что делает? Колется как ёлка. Скручивается как клубок. Катится как мяч». Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» и «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Колется, но не ёлка, катится, но не мячик, скручивается, но не клубок».
В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
Пример : «Ё ж: лапки как у мышки, колючка как у кактуса». Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: «Маленькие лапки как у мышки, с иголками, но не кактус».
У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.
Итог: «Много иголок как у ёлки, двое глазок как пуговки, один маленький хвостик с ноготок».
На основе данной модели можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.
Метафоры.
Метафора – это более сложная форма образной речи, поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде загадочных фраз.
Выделить объект, на картине и сравнить его по какому – либо характерному признаку с другими объектом.
Пример : «Ёж какой? Колючий, но не кактус. Красивый, но не цветок. Серый, но не заяц. Круглый, но не мяч». Берем: «Мяч»
Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и местонахождение этого объекта в речевой фразе. «Лес». Итог: «Лесной мяч» или «Мяч леса».
Вставить в смысловой контекст картины. Итог: «Ёж – это круглый мяч леса» или «Ёж – это круглый лесной мяч».
"Преобразование объектов во времени". Модель мыслительных действий преобразования объекта во времени:
- выбрать объект;
- определить его настоящее;
- схематизировать;
- обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы;
- составить рассказ-фантазию о будущем (прошлом) объекта;
- придумать название рассказа.
Основной задачей является учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени. В рассказе следует использовать словесные обороты, которые характеризуют временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.
Этапы мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине - выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта. Благодаря этим приемам дети хорошо быстро осваивают пространственную ориентировку на картине.
Очень хорошо, если дети знают правила игры в "Да-Нет". Используя правила этой игры можно достичь хороших результатов в составлении детьми рассказов по картине. Вопросы по месту нахождения загаданного объекта задаются таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости. Для облегчения процесса сужения поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел. Для игры в пространственную «Да – Нет» хорошо использовать интерактивную доску (ИКТ).
Последовательность мыслительных действий: Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины. "Составление рассказов от лица разных объектов". Основное направление обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения.
«Эмпатия». Иногда об этом действии говорят "войти в шкуру другого", то есть поставить себя на место другого. Таким приемом часто пользуются артисты, писатели, художники и т. п. Применение приема заключается в том, чтобы человек, посмотрел с точки зрения чего или кого либо.
При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка. Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья). От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).
Основные приемы фантазирования. Здесь нам помогают наши замечательные волшебники, на которых нанесены обозначения:
- "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);
- "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);
- "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики);
- "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта);
- "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств);
- "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).
"Составление рассказов-фантазий" Основной целью является – научить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования:
- выбирая объект, изображенный на картине, либо его часть.
- пригласить одного из Волшебников.
- преобразовать объект или его часть.
- составить фантастический рассказ.
Прежде чем применять приемы фантазирования, нужно чтобы эти знания детьми были усвоены хорошо. Они уже знают возможности каждого "Волшебника" и когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.
Пример : Рано утром, на полянку пришла семья ежей. Они увидели жука и кузнечика, которые пришли сюда еще раньше. Когда жук полз по ветке, подошла мама ежиха и съела его. Кузнечик претворился мертвым, что бы его тоже не съели. Он лег на травку и его не заметили, потому, что он зеленый и его на зеленой траве не видно. Кузнечик хотел спасти своего друга жука, прыгнул на колючки и пожертвовал собой. Жуком наелся только один ежик, а остальные наелись ягод. И после этого, наевшись, они ушли домой, спать.
Женя 5 лет.
Жили ежи. Они проснулись утром и захотели есть. Один ежик сказал: «Пойдемте за черникой!» А маленький ответил: «Давайте за клубникой». И они пошли в разные стороны. Потом один увидел чернику, двое клубнику, а который по толще малину. И все они начали кушать. Потом они встретились, и один ежик предложил поиграть в прятки. А мама, которая тоже пришла на полянку, стала их искать. Нашла сначала того, который по толще, а потом и остальных. Потом они увидели кузнечика, он прыгал. Один маленький ежик не поверил, что есть такие кузнечики и стал разглядывать его. А другой ежик увидел жука, который полз на дерево. Они вместе играли. Настал вечер, и все легли спать.
Аня 5 лет.
Используя в своей работе методы и приемы технологии развивающего обучения, я могу с уверенностью сказать, что у детей начинает формироваться умение составлять творческие рассказы по картине, речь у детей становятся интереснее, разнообразнее. (Активизация, стимулирование.) Дети теперь могут связно и последовательно составлять рассказ по картине и проявляться большой интерес к этому виду деятельности.
Используемая литература.
1. Сидорчук Т. А., Байрамова Э. Э. «Технологии развития связной речи дошкольников». Методическое пособие для работников дошкольный учреждений. – Ульяновск, ООО «Вектор - С», 2015г.
2. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине». Методическое пособие для воспитателей и родителей (Технология ТРИЗ). Издательство «АРКТИ», серия «Растем умными», 2010 г.
3. Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014.
4. Сидорчук Т. А. «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015 г.
5. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. «Картинка без запинки» (методика рассказа по картинке). - СПб. : Издательство ТОО «ТРИЗ - ШАНС», 1995 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.