ольга тохтобина
Семинар «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»
Тохтобина Ольга Викторовна
СЕМИНАР
Тема: «Организация занятий по обучению
дошкольников безопасному поведению на улице»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах.
Публикация «Семинар „Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах.
Ребенок начинает знакомиться с правилами дорожного движения еще задолго до прихода в детский сад. Первые знания и опыт он получает из наблюдений за своими родителями. Поэтому родители сами должны соблюдать правила дорожного движения.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
И наша главная задача это доступно разъяснить правила дорожного движения ребенку, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Высокий уровень ДТП во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Важно развивать такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. чтобы ребенок мог понять, что является правильным или неправильным. Также большое значение уделяется формирование у дошкольников привычек сдерживать свои порывы и желания (т. е. не бежать, когда это опасно, и т. д.).
Во время работы по ПДД применяем такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.
Воспитание детей идет постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
В целом дидактические занятия с дошкольниками предусматривают развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них:
• умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
• умение различать величину транспорта;
• умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
• знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
• понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
• познакомить с основными видами транспортных средств
(17 сл.) Светоотражающие элементы на одежде детей – это один из самых эффективных способов снизить риск дорожно-транспортных происшествий в темное время суток и это тоже необходимо донести до воспитанников. Т. к. зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Однако ребёнок всегда должен быть заметен на дороге. Поэтому следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности ребенка
При отсутствии специальных светоотражательных элементов на одежде, необходимо приобрести другие формы светоотражающих элементов, которые могут быть размещены на сумке, куртке или других предметах. Такими же элементами безопасности следует оснастить санки, коляски и др.
Светоотражающий элемент позволяет лучше заметить ребенка, если на улице темно, также в пасмурную или дождливую погоду.
Большой популярностью пользуются фликеры – это специальные детали для детей, которые изготавливаются из специального материала, который обладает способностью отражать свет фар на больших расстояниях.
В процессе организации совместной деятельности с детьми проводятся
- тематические занятия («Мы пешеходы», «В гостях у Светофорчика», «Улица. Дорога. Светофор», «Красный, желтый, зеленый»);
- инсценировка по «Правилам дорожного движения»;
- развивающие игры по ознакомлению детей с ПДД ( игра: «Пешеходы и водители»);
- анализ проблемных ситуаций;
- дидактические игры («Без чего машина не бывает», «Я - грамотный пешеход», «Угадай знак», «Светофор», «Знаки на дорогах», «Внимание дорога»)
- подвижные игры-ситуации («Кто шофёр?»);
- Сюжетно - ролевые игры «Такси», «Мы-шоферы»;
- беседы («Дорога не место для игр», «Переход проезжей части в разное время года», «Знакомство с улицей», «Мой путь в детский сад», «О правилах дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»);
- Чтение художественной литературы по дорожной тематике (Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт», Н. Кончаловская «Самокат», С. Михалков «Дядя Степа», «Светофор», «Зайка-велосипедист»)
Таким образом, работа воспитания и проведения дидактических занятий по ПДД имеет целью не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
В воспитательно-образовательном процессе должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Поэтому очень важно, чтобы сами родители не только знали, но и придерживались в повседневной жизни правил дорожного движения. В детском саду ведется активная работа по изучению с детьми правил дорожного движения. Но только родители своим личным примером, смогут перевести эти правила в норму поведения ребенка.