Ирина Абутали
Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.
Публикация «Программа дополнительного образования „Обучение чтению“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение чтению надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении чтения является возраст 5-7 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение чтению детей дошкольного возраста необходимо потому что:
1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей чтению.
2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе.
3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой.
4. Обучение чтению в дошкольном учреждении является профилактикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок.
5. Занятия по обучению чтению в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения чтению, единодушно подчеркивают, что для овладения чтением необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения чтению.
Цель программы: обучение дошкольников чтению.
Задачи: формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях.
Краткая характеристика программы
Программа направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:
• Дифференциация звуков на слух и в произношении;
• Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности;
• Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова;
• Обучение чтению;
• Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
Обучение чтению проводится с подгруппой детей (10-12 человек) 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Результатом работы по данной программе должно стать:
• Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза до уровня, соответствующего данному возрасту;
• Овладение навыками чтения.
Программа обучения чтению
1 период (октябрь, две недели ноября)
Подготовка к анализу звукового состава слов:
1. Умение выделять начальный гласный из слов (Аня, ива, утка, последовательно называть гласные в ряду из двух-трех гласных (аи, уиа).
2. Анализ и синтез обратных слогов (ат, ит, выделение конечного согласного из слов (мак, кот). Выделение гласного в положении после согласного (кот, мак, дуб).
3. Выделение из слов начального согласного.
4. Анализ и синтез прямых слогов (та, ми).
5. Анализ и синтез слов типа мак, суп, нос.
Формирование навыка слогового чтения:
1. Последовательное знакомство с буквами У, А, И, П, Т, М, К, О, Ы, С.
2. Умение выкладывать из цветных фишек и букв, читать и писать обратные слоги (ат, ит).
3. Умение выкладывать из фишек и букв и слитно читать прямые слоги (та, му, ми) с ориентировкой на гласную букву. Преобразование слогов. Письмо слогов.
4. Умение выкладывать из букв разрезной азбуки и читать слова типа сом, кит.
5. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук»
Второй период (вторая половина ноября – первая половина февраля)
Звуковой анализ слов:
1. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двусложных слов.
2. Звуко-слоговой анализ слов типа косы, сани, суп, утка.
3. Умение составлять схему слова из полосок и фишек.
4. Качественная характеристика звуков.
5. Усвоение слогообразующей роли гласных.
6. Нахождение в слове ударного гласного.
7. Умение подбирать слова к данной схеме, модели.
Работа с разрезной азбукой, чтение:
1. Усвоение букв Б, В, Д, Э, Г, Ш, Л, Ж, Р.
2. Умение составлять слова из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнять слова недостающими буквами.
3. Преобразование слов путем замены одной буквы.
4. Обучение чтению предложений.
Письмо букв и слов:
1. Усвоение навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.
2. Умение выкладывать и писать слова с сочетаниями ШИ, ЖИ.
3. Письмо после анализа и самостоятельно отдельных слов и предложений доступной сложности.
Третий период (вторая половина февраля – май)
1. Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв: Ь, Ч, Ц, Ф, Щ, Ъ.
2. Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Усвоение буквенного состава слов различной сложности.
3. Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших предложений с предварительным звуковым анализом и самостоятельно.
4. Дальнейшее развитие навыков чтения. Закрепление умения давать ответы по прочитанному.