ольга курило
Обучение детей старшего дошкольного возраста созданию выразительного образа человека в рисовании
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей старшего дошкольного возраста созданию выразительного образа человека в рисовании
Отечественные психологи и педагоги, такие как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Кузин, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др., рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе в изобразительной (Т. Н. Доронова, Р. Г. Казакова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.).
Темочки:
Педагогическую проблему формирования выразительного образа в детском рисунке изучали многие исследователи детского изобразительного творчества, которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.
Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражённого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Как же удается ребёнку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить детей добиваться выразительности своих рисунков?
И здесь мы обнаруживаем противоречие: ребёнок хочет рисовать, хочет выразить в рисунке свои эмоции и чувства, но не знает как. Дети не могут создать образ, не овладев выразительными средствами, техниками и приёмами рисования. Дети хотят учиться и ждут указаний. Если они их не получают, то либо сами находят выход и чаще всего идут по ложному пути (срисовывают, копируют и т. п., либо бросают рисовать вообще.
Формирование у дошкольников выразительного образа человека в рисунке – способность, крайне важная для развития социальной личности ребёнка, так как у него при этом расширяются представления об окружающем мире, ценностных ориентациях. В результате обогащается социальный опыт, приобретаются такие качества, как самостоятельность, общительность, которые помогают ребёнку устанавливать гуманные отношения с окружающими людьми. При отсутствии обучения обычно к шести-семи годам человек почти исчезает в рисунке ребёнка, так как появление критического отношения к своему рисунку, рост требований к изображению не всегда сочетаются с развитием качества рисунка; прежний примитивно-схематический образ человека уже не удовлетворяет ребёнка, а как нарисовать лучше - он не знает, не умеет. Об этом говорила более полувека назад ещё Е. А. Флёрина. По её мнению, исчезновение человека в детском рисунке является большой потерей. Получается обеднение рисунка по содержанию и по форме. В связи с этим исчезает из детского рисунка тематика большого воспитательного значения. Вот почему так важно помочь ребёнку, указать ему путь для улучшения изображения человека.
Актуальность данной проблемы определила цель исследования: выявление педагогических условий обучения детей 7-го года жизни созданию выразительного образа человека в рисовании.
На первом этапе исследования, которое проводилось в МДОУ детском саду общеразвивающего вида № 133 г. Комсомольска-на-Амуре, ставилась задача проанализировать работу дошкольного учреждения по проблеме обучения детей 6-7 лет созданию выразительного образа на занятиях по рисованию и выявить начальный уровень сформированности умения создавать образ человека детьми подготовительных к школе групп.
Дошкольное образовательное учреждение, на базе которого проводилось исследование, реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство».
Одна из главных особенностей предлагаемой программы заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения собственного личного опыта.
Важное условие развития изобразительной деятельности – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, способов работы с ними. В данной программе эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.
Однако анализ перспективных планов воспитателей показал, что формированию выразительного образа человека в рисовании уделяется недостаточно внимания. Планирование не предусматривает достаточное количество занятий, посвящённых изображению человека, хотя в рекомендуемых пособиях изображению человека уделяется много внимания. В ходе опроса, проведённого среди воспитателей, было выявлено, что почти для всех воспитателей рисование человека, а уж тем более выразительного образа человека – весьма сложная задача.
Для выявления уровня сформированности умения создавать образ человека мы использовали критерии, разработанные Т. С. Комаровой. Полный их набор рекомендуется использовать для более глубокой характеристики уровня овладения изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования предлагается отобрать ограниченный набор. Мы выбрали следующие критерии:
- передача формы;
- строение предмета;
- передача пропорции предмета в изображении;
- композиция;
- передача движения;
- цвет (разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения);
- уровень самостоятельности.
По всем критериям оценка даётся по трё хбалльной системе: высокий уровень - 3 балла; средний - 2 балла; низкий - 1 балл. На основе набранной суммы детей дифференцируют по уровню сформированности умения создавать образ человека :
- от 17 до 21 балла - высокий уровень;
- от 12 до 16 баллов - средний уровень;
- от 7 до 11 баллов - низкий уровень.
Дети рисовали на тему «Моя семья». Результаты показали: в экспериментальной группе средний уровень выявлен у 10 детей, низкий – у 5, высокий уровень не показал никто.
В контрольной группе высокого уровня сформированности умения создавать образ человека нет ни у одного ребёнка, средний – у 11 детей и низкий – у 4 детей.
Несмотря на вызванный интерес к выполнению задания, большинство детей не справилось с работой. Для рисунков характерна однотипность, дети не смогли передать задуманный образ, так как не умеют выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, не умеют использовать различные средства выразительности. Рисунки детей отличались схематизмом, простотой передачи формы, цветового решения. Дети не осознавали и не использовали передачу признаков и характера изображения, что важно для создания полноценного выразительного образа. Во многих работах было неверно передано пропорциональное соотношение частей, прослеживалось явное неумение выделять главную часть предмета. Из-за низкого качества изображения рисунки казались незаконченными.
С учётом полученных данных формирующий эксперимент был направлен на разработку системы работы по обучению детей подготовительной к школе группы созданию выразительного образа человека в рисовании и выявление её эффективности.
Работа по данной системе проводилась по четырё м направлениям: организованная совместная деятельность воспитателя с детьми; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Система работы разрабатывалась нами с учё том программ и методик различных авторов: Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичёвой, Н. А. Курочкиной, Т. Н. Дороновой, И. А. Лыковой, Т. С. Комаровой, Г. С. Швайко, Н. В. Шайдуровой.
Были определены следующие задачи:
1. Обучать детей техническим приёмам и способам изображения человека с использованием различных изобразительных материалов.
2. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
3. Подводить детей к созданию выразительного образа человека при использовании различных средств выразительности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать у детей интерес к рисованию.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Для успешного обучения техническим приёмам и способам изображения человека необходимо, чтобы дети прочно усвоили правила по технике рисования. Поэтому в процессе организации продуктивной деятельности мы постоянно напоминали детям правила рисования карандашом, красками, мелками и добивались того, чтобы дети не только называли правило, когда их об этом спрашивали, но и объясняли, почему именно так надо действовать, и руководствовались этим в своей деятельности.
Усвоение правил дало возможность детям сознательно овладеть техникой рисования и сознательно её применять.
Формирование технических навыков рисования происходило не только во время организованной совместной деятельности воспитателя с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей. Для этого в уголке изодеятельности в достаточном количестве постоянно находились различные материалы для рисования.
В работе с детьми мы предлагали для большей выразительности использовать сочетание разных материалов. Дети на своё м опыте убеждались: то, что трудно передать одним материалом, можно дополнить другим.
Поскольку работы многих исследователей в области эстетического воспитания подтверждают положение о том, что восприятие изобразительного искусства оказывает влияние на детское изобразительное творчество, то одной из определённых нами задач стало ознакомление детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, формирование умения понимать выразительные средства искусства.
При ознакомлении детей с портретной живописью мы ставили такие задачи: вызвать у детей активный интерес к портрету как жанру живописи, общаться по поводу увиденного; способствовать пониманию художественного образа портрета как единства содержания и средств выразительности; учить детей видеть особенности рисунка как средства передачи внутреннего состояния человека; формировать знания о портрете как жанре живописи, его особенностях, о процессе создания портрета; вызывать желание высказывать собственные развёрнутые обоснованные доказательные суждения, эстетические и художественные оценки; продолжать работу над полихудожественным развитием детей.
Поставленные задачи осуществлялись в организованной совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Так, при проведении режимных моментов мы упражняли детей в «прочитывании» эмоциональных состояний товарищей, взрослых, которые проявляются в мимике, жесте, позе. Мы побуждали ребят к активному сопереживанию, отзывчивости. В работе использовались образно-имитационные игры, игры-драматизации, художественно-развивающие игры и упражнения: «Разложи портреты по выраженному в них настроению», «Найди по пиктограмме эмоционального состояния портрет», «Фоторобот» и др.
При ознакомлении с творчеством художников-иллюстраторов детской книги решались следующие задачи: учить детей понимать содержание книги и узнавать персонажей; выделять особенности их внешнего вида, определять характер, настроение; узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа; выделять выразительные средства (цвет, композицию, украшения, одежду, позу, движение, материалы).
Рассматривание книжных иллюстраций – метод, который мы широко использовали в обучении детей. В беседах мы подводили детей к тому, что иллюстрация – это рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчинённый содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащающий её декоративный строй.
Для того, чтобы у детей была возможность постоянно рассматривать иллюстрации, мы изготовили несколько альбомов с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов. Эти альбомы постоянно находились в уголке изодеятельности.
С детьми были проведены занятия по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов И. Билибина, Н. Кочергина, В Конашевича, Т. Мавриной, Б. Дехтерёва, А. Куркина, Б. Зворыкина, на которых учили детей замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов; учили замечать различия в творческой манере художников к одному и тому же произведению.
Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повысило уровень художественного восприятия детей, способствовало появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывало эмоциональный отклик на них.
Рассматривание книжных иллюстраций позволило обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Так, рисуя на тему сказок А. С. Пушкина, дети создавали интересные, выразительные образы, пытались передать характеры персонажей через позы, жесты, движения. Было отмечено, что некоторые дети умело использовали колорит как средство выражения содержания, были даны разнообразные композиционные решения.
Для создания выразительного образа человека необходимо умело использовать различные средства выразительности. Основу изобразительных средств при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет, некоторые основы композиционной организации, а также передача мимики, жестов, позы. Наша задача заключалась в том, чтобы побуждать детей осознанно использовать эти средства, самостоятельно искать и передавать изобразительно-выразительными средствами характерные детали, делающие образ выразительным.
Достижению этой задачи способствовала организация различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественной. Например, во время наблюдений мы активизировали внимание детей посредством вопросов, предложений рассказать о том, что они видят, дать характеристику наблюдаемому объекту. Так, перед тем, как рисовать на тему «Наши зимние забавы», мы наблюдали за детьми на других участках. Дети отмечали характерные позы, движения играющих ребят. Также для изучения поз, походки и других выразительных движений мы использовали этюды на имитацию выразительных движений.
Развитие у детей чувства цвета является одним из наиболее выразительных средств в рисовании. Поэтому нам важно было научить детей самостоятельно пользоваться разнообразной цветовой гаммой, уметь её применять для передачи эмоционального состояния персонажа, настроения и отношения к нему самого автора рисунка. Этому способствовали художественно-развивающие игры «Найди портрет по палитре», «Подбери на палитру краски к данному портрету», «Подбери цветовую гамму к настроению» и др. Мы провели с детьми беседу «Секреты художника-портретиста» о роли цвета в портрете, в ходе которой дети узнали о свойствах цвета, доминирующего цветового тона и их роли в передаче главной идеи образа.
Для того, чтобы дети осознанно использовали средства композиционной выразительности, мы должны были научить детей выполнять задания, включающие различные комбинации правил и приёмов композиции, доступных для детей дошкольного возраста : выбор положения формата листа в соответствии с характерными признаками главного объекта изображения; выбор удачного масштаба изображения; создание композиционного равновесия; использование фона, образованного из второстепенных объектов; контрастность цвета; ассиметричное или диагональное построение рисунка; выделение переднего, дальнего и среднего плана с включением элементов линейной фронтальной и диагональной перспективы.
Эти задачи решались в процессе совместной деятельности с детьми: во время рисования, в беседах. Так, выполняя рисунок на тему «Весёлый клоун», мы познакомили детей с приёмами выделения главного смыслового центра масштабом, цветом, детальностью прорисовки. Предварительно мы уточнили с детьми, какие второстепенные объекты могут быть использованы в рисунке в качестве фона по отношению к главному – занавес, лица зрителей и т. д.
При ознакомлении со способами воссоздания движения мы предложили детям выполнить рисунок на тему «Мой любимый вид спорта», в котором дети создавали асимметричную композицию, смещая движущийся объект вправо или влево, чтобы воссоздать пространство для его движения.
Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.
Для этого детям предлагаются занятия-экспериментирования, на которых используются материалы, инструменты, способы рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными. Например, дети пробовали нарисовать балерину, используя технику набрызга и поролоновые матрицы. Мы предлагали детям сочетать в одном рисунке разные материалы и техники, что позволяло достичь большей выразительности изображения. Например, детям очень понравилось сочетать акварель с восковыми мелками.
Большую работу мы проводили и с родителями, поскольку взаимодействие детей и родителей в совместной игровой и познавательной деятельности является важнейшим фактором развития дошкольников. Было проведено родительское собрание, на котором мы подробно информировали родителей о планируемой работе, обсудили интересующие вопросы, анализировали детские работы; провели несколько консультаций на темы: «О портретной живописи – детям», «Художественно-развивающие игры дома», «Детское творчество – это серьёзно», «Нетрадиционные техники рисования». Особое внимание мы уделили проведению выставки детских работ «Наши мамы», при этом обращали внимание родителей на использование разнообразного изобразительного материала для создания наиболее продуктивного и выразительного рисунка. В рамках проведения недели Здоровья родители приняли участие в конкурсе семейного рисунка «Мы – спортивная семья». Постоянно проводились индивидуальные беседы с родителями детей.
Для выявления эффективности проведённой нами работы мы предложили детям нарисовать сюжет к любой понравившейся сказке. В группе, с которой проводилось обучение, высокий уровень показали 9 детей, средний уровень у 6 детей, на низком уровне не оказалось ни одного ребёнка. У детей, с которыми данная работа не проводилась, уровень сформированности умения создавать выразительный образ человека остался почти без изменений: 1 ребёнок показал высокий уровень, у 11 детей выявлен средний уровень и у 3 детей – низкий уровень.
Результаты исследования показали, что использование разработанной нами системы работы позволило значительно повысить у детей уровень сформированности умения создавать выразительный образ человека. Большинство детей успешно решили изобразительные задачи. Работы получились разнообразными по манере исполнения, по характеру и по технике. Дети уверенно пользовались различными изобразительными материалами. Усвоенные правила по технике рисования способствовали тому, что дети смогли свободно реализовать свои творческие замыслы, создать интересные выразительные рисунки. Было отмечено, что многие дети самостоятельно искали и передавали характерные детали изобразительно-выразительными средствами для создания выразительного образа.
Таким образом, в рамках проведённого исследования было выявлено, что использование разработанной нами системы работы позволяет значительно повысить у детей уровень сформированности умения создавать выразительный образ человека. Это даёт основания говорить об эффективности и целесообразности использования данной системы работы в дошкольных образовательных учреждениях.