Ольга Воднева
Образовательный проект по развитию речи детей с ОВЗ «Маленькие актёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская группа МБДОУ № 307: Габбасова Ольга Андреевна (воспитатель, Воднева Ольга Фёдоровна (учитель - логопед, Тихонова Виктория Николаевна (учитель - логопед).
Цель:Создание специальной среды, побуждающей ребенка с ОВЗ к активному стремлению на исправление своих речевых дефектов посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Развитие речевого общения и коммуникативных навыков у детей.
2. Улучшение разборчивости речевого высказывания.
Публикация «Образовательный проект по развитию речи детей с ОВЗ „Маленькие актёры“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
3. Коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций.
4. Стимулирование развития творческой, поисковой активности и самостоятельности у воспитанников
5. Активизация участия семьи в организации театральной деятельности детей.
Участники проекта :
Дети подготовительной речевой группы, учителя-логопеды, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог, родители.
Тип проекта : Образовательный
Срок реализации: Долгосрочный.
Актуальность:Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста. И состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Поэтому мы обратились к театрализованной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата. Мы хотели создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать возможности каждого ребенка. Мы не делаем из детей артистов, это не самоцель, а повод, чтобы заниматься, научитьсялучшеговорить, двигаться, общаться. Постановка - это итог работы, праздник. Так же немаловажным фактором служит и время, которое «делает» заказ на всесторонне развитые личности с полноценной грамотной речью. Поэтому проблема развития речи на сегодняшней день является актуальной.
Описание проекта : Прежде чем преступить к театрализованной деятельности, мы изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно- гигиенических навыков.
Учитывая возрастные и психомоторные особенности детей, нами был составлен перспективный план работы. В соответствие с ним, на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности дети обучаются распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению, а также учатся отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого мы отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры и литературный материал, способствующий формированию эмоционально- волевой сферы.
Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукоподражания, подбираются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки и другой речевой материал.
Работа по развитию связной речи и расширению активного словаря основывается на описательных рассказах, рассказах по картине и серии картин, пересказ знакомого текста, события.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности нами используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.
Одновременно необходимо уделить большое внимание созданию условий: отвести место для расположения самостоятельной художественно- речевой деятельности, подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты.
По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии через театрализованные игры можно переходить к театрализации сказки. Для этого сначала следует отобрать из программного материала произведение, доступное восприятию детей.
В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла рекомендуется использовать поговорки, потекши, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, разные виды театров, видео- и аудиоматериалы.
Для развития эмоционально- волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования- подобрать этюды и упражнения.
Дети знакомятся со сценарием на занятиях по развитию речи. Сравнивают его с содержанием сказки, обсуждают сюжет и дают нравственную характеристику персонажам. Одновременно воспитатель работает над смысловым содержание пословиц и поговорок, которые органично вошли в текст сценария.
В речевой зоне выставляются игрушки, театры, для самостоятельного обыгрывания сказки. Воспитатели знакомят детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учат достоверному изображению персонажей.
После этого можно приступать к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивать текст в детском саду и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами желательно использовать зеркала.
На индивидуальных занятиях ведётся работа над коррекцией всех сторон речевого развития.
На музыкальных занятиях разучиваются тексты песен и танцы, а на занятиях по аппликации, лепке и изобразительной деятельности изготавливают и раскрашивают персонажей и некоторые атрибуты к сказкам. Чтобы изобразить героя, ребенок должен понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства. А для этого у него должны быть разнообразные впечатления об окружающей жизни, чего часто не хватает у таких детей. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (эмоциями, мимикой, телодвижениями, жестами, вокализациями). Эти вспомогательные средства способствуют развитию средств коммуникации детей с ОВЗ.
Основные правила работы над играми-инсценировками и требования которые предъявляются к детям в речевой деятельности :
Правила:
• учитывать возрастные особенности детей в выборе инсценировки;
• предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
• не перегружать детей;
• не навязывать своего мнения;
• не позволять одним детям вмешиваться в действия другого;
• учитывать речевой диагноз;
Требования:
• осмысленность, т. е полное понимание того, о чем они говорят;
• полнота передачи, т. е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
• последовательность;
• широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов;
• правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
• культура изложения;
• интонационная выразительность речи;
• правильная, спокойная поза во время высказывания;
• достаточная громкость;
• отчетливость произношения.
Практический материал для проведения театрализованных игр распределяли так, что каждая тема проходила определенные этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользуясь движениями, мимикой, жестами.
Степень участия детей в постановке :
• самостоятельное исполнение роли;
• исполнение роли параллельно с педагогом, повторение действий, реплик педагога по подражанию;
• участие ребенка в подготовке к спектаклю: оформлении сцены, изготовлении реквизита, создании спецэффектов;
• участие в спектакле только в качестве зрителя: даже если ребенок является только зрителем, театрализация очень положительно влияет на его восприятие; костюмы, красиво оформленная сцена, спецэффекты, общий приподнятый эмоциональный фон вызывает у детей положительные эмоции: радость, смех; ребенок постепенно учится адекватно реагировать на окружающие действия, раскрывает свой внутренний мир.
Этапы:
1). Выбор сценария – затруднителен уже сам по себе, т. к. состав воспитанников разнороден (некоторые имеют проблемы с речью и проблемы поведения, а у некоторых сложности с памятью). Уровень восприятия информации и сенсорные возможности воспитанников различны, что тоже необходимо учитывать при выборе сценария:
• сценарий должен быть небольшим по объему;
• сюжет должен быть одноплановым;
• у героев не должно быть больших монологов;
• сюжет должен быть представлен во внешнем плане, т. е. должно быть как можно больше действий, движения.
2). Творческая переработка сценария. Важно, чтобы текст, выбранный для театрализации, не был перегружен незнакомыми словами и понятиями, имел небольшой объем. Ограниченные своими постановочными возможностями, мы вносим изменения в сюжет, а также придумываем различные ходы, трюки с целью стимуляции сенсорного опыта детей, эстетического сопровождения.
3). Предварительная работа: адаптация сценария и чтение его педагогом и воспитанниками. Проводится работа над словарем и пониманием прочитанного произведения.
4). Распределение ролей. Учитываются характер, внешний вид, артистические возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. Очень важно учитывать желание ребенка выступать в той или иной роли. Педагог тоже имеет роль. Для каждого ребенка группы находим роль, пусть даже это несколько слов или роль без слов.
5). Подбор музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение необходимо для «вживания» в образ детям и педагогу, отрабатываются движения под музыку.
6). Репетиции. Некоторым детям трудно действовать в пределах сюжета, т. к. необходимо удерживать внимание и при этом совершать определенные действия с предметами, т. е. дети должны научиться регулировать свое поведение на сцене. Мы проводим много репетиций, но всегда учитывается психофизическое состояние ребенка.
7). Подбор костюмов. Этот важный этап подготовительной работы способствует концентрации внимания, настраивает детей на живое участие, сопереживание происходящему. Кроме того, процесс надевания костюма развивает чувство взаимной поддержки, мелкую моторику рук и навыки самообслуживания.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность ( проводится в 2 формах: как специально-организованная форма работы педагога с детьми, которая проводится 2 раза в неделю в вечернее время; как нерегламентированная театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы, ежедневно в процессе свободной самостоятельной деятельности)
- театральнаястудия «Светлячок»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- сочинения сказок, модификация сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств : театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- посещение театра;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Продукт проектной деятельности :
- галерея рисунков «По дорогам сказок»;
- выпуск брошюр;
- афиши к театральным постановкам;
- театрализованные постановки сказок: «Колобок – колючий бок», «Заяц – симулянт», «Мешок яблок»;
- викторина «Юные театралы»;
- Видео-презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
-Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес. Бедность словаря детей, имеющих речевые недостатки, общеизвестна. Преодолевать ее надо любыми способами, но, как показывает многолетний опыт, наилучших результатов легче всего добиться, рассказывая сказки, строя на этом материале театрализованные игры. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей нужно не игнорировать проявления у них способности и одаренности, а развивать их, применяя различные методы индивидуального воздействия, и в этом нам помогает организованная театрализованная деятельность дошкольников. В этом случае дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки, они становятся участниками событий из жизни сказочных героев, людей, животных, растений.
- Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей подготовительного дошкольного возраста в творческую деятельность. Инсценированиесказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих и их смысловым содержанием.
Полученный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
- У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полного творческого развития ребенка. Родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей. С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми и педагогом, которые наглядно проявляются на сцене. Родители наших детей с удовольствием помогают нам в постановках и сопровождают на выступлениях вне школы. А это позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе.
- Раскроется творческий потенциал детей. Театрализованные игры значительно расширяют творческие проявления детей. Они учатся понимать и стремятся создавать прекрасное, развивают творческую самостоятельность, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление воспитанников самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Получая первый опыт театрализованной деятельности в детском саду, дети активно приобщаются к культуре, что позволяет разнообразить их впечатления об окружающей жизни, и обогащает воображение, чувства, способность мыслить.
Перспективы:
В дальнейшей перспективе развития проекта планируем выйти с инициативой организации совместного продуктивного сотрудничества театральной студии «Светлячок» и театрального кружка Гимназии № 15
Содержание воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея – идея развивающего обучения. Строя свою образовательную работу, мы опирались на рекомендации таких авторов:
• Н. Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников».
• Е. С. Антипина. «Театрализованные представления в детском саду»
• Л. С. Фурмина «Развлечения в детском саду»
• М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам».