Змановская Татьяна
Образовательный проект детей 6–7 лет «Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Образовательный проект
«Берёза - священное дерево в обычаях и быту народов ханты»
Участники проекта :
родители и дети подготовительной гр. «Солнышко» №10.
воспитатели: Змановская Т. В.
Кайгородова Е. Ф.
Специалист по рисованию: Черепанова Е. В.
Инструктор по плаванию: Татьяна Сергеевна.
Публикация «Образовательный проект детей 6–7 лет „Берёза — священное дерево в обычаях и быту народов ханты“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Инструктор по физкультуре: Жилина Т. Л.
г. Белоярский
2016год
Образовательный проект детей 6-7 лет
«Берёза - священное дерево в обычаях и быту народов ханты»
Авторы и руководители проекта :
Змановская Татьяна Владимировна.
Кайгородова Елена Францевна
Краткая аннотация к проекту : Работа по проекту направлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с берёзой, как священным деревом у народов ханты, о применении этой древесины в быту и использовании целебных свойств этого дерева для здоровья человека, местом её произрастания. Проектная деятельность дала детям возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, вызвала интерес к живой природе, бережное отношение к ней, связанного с фольклором и бытом народов ханты.
Вид проекта : образовательный.
Тип проекта : информационно – исследовательский.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: краткосрочный.
Основополагающий вопрос: Как коренной народ Севера чтит свои традиции и обряды.
Объект исследования: Берёза.
Цель: изучение традиций быта и обычаев народов ханты, связанных с берёзой.
Задачи:
Образовательные :
1. Изучение фольклора, связанного с воспитанием бережного отношения к природе как к живому организму.
2. Изучение лечебного свойства березы.
3. Использование берёзовой древесины в быту ханты.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и исследовательские умения.
2. Развивать умение делать простые умозаключения и выводы.
3. Формировать у детей обобщенные знания о берёзе, как лекарственном дереве
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей желание узнать больше о духовной культуре народов ханты, где растения священные образы духов.
2. Воспитывать любовь к Югорской земле, уважения к коренным народам ХМАО.
3. Воспитывать интернациональные чувства.
Ход работы над проектом:
1 этап проекта. Постановка проблемы и проведение беседы.
Проблема. Мы живем на земле, где с давних пор проживают ханты. У них своя культура, свои обычаи. И мы не знаем историю малых народов, живущих рядом с нами, их традиции, которые создавались веками. Ханты верили в чудеса. По их представлению, человек, никогда не исчезает бесследно. Он только может превратиться в птицу, зверя или красивое дерево, и они вечны на Земле. Через века и невзгоды они пронесли в своём сердце безграничную любовь к своему краю. Вся жизнь этого народа – яркий пример того, как надо строить человеку свои отношения с окружающим миром.
Особым почтением у коренных народов Севера пользуется белоствольная берёза. Нам захотелось узнать, как используется это дерево в быту и обычаях народов ханты. Так родилась тема образовательного проекта «Берёза - священное дерево в обычаях и быту народов ханты»
2 этап проекта. Анализ полученной информации, выводы.
Из информации, полученной из научно-познавательных книг, интернета, познакомились с чудесным деревом берёзой. В национальном творческом центре – нам рассказали о обычаях, обрядах, которые происходят у северных народов ханты. Рассказали, показали и научили играть в хантыйские игры, поделки к которым сделаны из берёзы. Показали кухонную утварь, сделанную из бересты и древесины берёзы. Провели мастер класс по работе с берестой и научили делать поделки из бересты. Дети принимали участие в национальном празднике «Вороний день». Познакомились с целебными свойствами берёзы для оздоровления организма. Познакомились с хантыйскими писателями, поэтами и художниками воспевающими красоту берёзы.
3 этап проекта. Продуктивная деятельность.
1. Выставка детских рисунков «Изображение берёзы у народов ханты».
2. Создали панно, используя бересту «Берёзовая роща»
3. Мастер – класс по работе с берестой «Ложка». (БЦКНТ)
4. Выпустили стенгазету "У берёзы всё идёт на пользу".
5. Итоговое мероприятие с родителями «Вороний день» - национальный праздник на Белой горке.
6. Совместно с родителями изготовили лэпбук с иллюстрациями и полезной информацией "Береза - Сумт юх".
Введение:
С глубокой древности берёза пришла в жилище людей. В далёкие времена она была источником света и тепла, самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. Белый изящный ствол создает ощущение необычайного нежного света, исходящего от этого дерева. Коренные жители Югры, бережно и свято относятся к окружающей их природе. Они не стараются её покорить, а, наоборот, живут по её законам. Предки хантов искали поддержку у деревьев.
Берёза в представлении хантов реки Казым – это «ямангюх, сюпарюх», святое дерево, священное дерево. Белый цвет - символ здоровья, достатка, ибо береза растет на высоких светлых местах и потому близка к верхнему миру, где нет болезней. В народе говорят, что берёза послана Богом, чтобы помочь людям. И она действительно помогает. (Используется в быту, в народной медицине : чай из чаги пили при заболеваниях желудка; при зубной боли заворачивали в тряпочку горячую берёзовую золу и клали на больное место; заваривали берёзовую золу и пили для очищения организма; окуривали комнаты чагой в период эпидемии ОРЗ; при профилактике простудных заболеваний пили настой берёзовых почек).
На протяжении многих веков береза играла значительную роль в хозяйственной жизни народов Севера Из гибкой и прочной бересты, снятой со стволов весной и осенью, делали узорную утварь. Из берёзовой древесины вырезали блюда, ступы, корыта. Твердые наросты – капы используют для изготовления ручек ножей, чашек, ложек. На болотах срубали прогнившие березовые стволы и из их рыхлой светлой древесины устраивают дымокуры, чтобы уберечься от комаров и гнуса. С помощью сухого нароста (лом нут) поддерживали огонь в очаге.
В ходу у ханты был чип – тонкая, сухая и мягкая древесная стружка. Его готовили только женщины. Использовался чип для обтирки рук, вытирания посуды, столов. Женщины использовали в гигиенических целях. Мужчины-охотники использовали чип для изготовления пыжей.
Таким образом, мы считаем, что ознакомление с фольклором народов ханты будет способствовать воспитанию у детей бережного отношения к природе как к живому организму. Дети будут чтить память предков их обычаи и культуру. А изучение целебных свойств берёзы будет способствовать укреплению здоровья дошкольников.
Презентация проекта :
Для проведения проекта необходимо :
1. Создание развивающей предметной среды;
2. Подбор художественной и познавательной литературы;
3. Подбор иллюстраций и поделки из берёзы и бересты, хантыйский орнамент– «Березовый сук», «Большая березовая ветвь», «Малая березовая ветвь», «Ветви березы», «Березовая лишняя ветка», «Ветвистая березовая ветка».
4. Подбор хантыйских игр и упражнений для ознакомления детей с творчеством народов ханты.
5. Приобщая детей к фольклору, связанного с воспитанием бережного отношения к природе в беседах, играх рассказывали, как народ ханты чтит живую природу, как бережно относится ко всему живому, как стремиться взять от природы так, что бы не навредить ей. Как хантыйские поэты, художники воспевают о красавице берёзе, сколько много легенд сложено о берёзе. Рассказывали детям о пользе этого чудесного дерева, о его лечебных свойствах.
Рассказ «Легенды о небесной девушке».
Давно это было. Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она.
Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки на земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.
Таисия Молданова.
Вот с этой легенды у нас началось знакомство с фольклором народов ханты.
У детей уже были представления и знания о берёзе, как символ России, дети знали стихи, песни, рассматривали картины известных художников. Мы решили сходить в центр народного творчества, где нас познакомили с обычаями и обрядами этого священного дерева. Мы узнали хантыйских поэтов и художников, которые воспевают берёзу.
Андрей Тарханов «Священная берёзка».
Луна посетила дорожку,
И посеребрила гранит.
Священная наша березка
Близ озера скромно стоит.
Гостили мы летом в Суоми,
Я свой ритуал совершил:
Берёзке-
Свидетели волны –
Три ленты цветных подарил.
Три ленты из красного ситца
Она словно держит в руке.
Она словно в танце кружится
В нарядном хантыйском платке.
Мы провели творческий вечер «Пою тебе моя берёза», где дети рассказывали стихи о красоте берёзы, не только советских поэтов, но и поэтов ханты Микуля Шульгина, Андрея Тарханова, Еремея Айпина.
В группе была оформлена выставка Хантыйского прикладного искусства.
На занятиях дети познакомились с полезными свойствами берёзы, ведь у берёзы всё идет на пользу, даже тогда, когда оно отживает свой век.
Дети играли в подвижные игры: «Бег по кочкам». «Охота на оленей». Игра с кольцами – Кусанг юх, Перетягивание палки «Талты юх». Прыжки на двух ногах «Заячьи следы».
Интеллектуальные игры народов ханты игра «щёл» (деревянные палочки,
пособие для которых сделаны из берёзы.
Дидактические игры «Что такое дикоросы?», «Назови части берёзы», «Кто больше назовёт слов сравнений о берёзе», «Назови целебные свойства берёзы».
На занятиях по рисованию Елена Викторовна учила детей видеть прекрасное в образе берёзы.
Продукт проекта :
1. Лэпбук с иллюстрациями и полезной информацией "Береза - Сумт юх".
2. Выпустили стенгазету "У берёзы всё идёт на пользу". В ней поместили загадки, поговорки, полезные свойства берёзы.
3. Берестяные ложки для сувенира.
4. По договорённости с национальным творческим центром, с нами провели итоговое мероприятие фольклорный праздник «Вороний день». В нём приняли участие родители и дети.
Результаты работы.
1. Познакомились с обычаями и традициями народов ханты, с отношением их к берёзе.
2. Дети узнали, что берёза - это дерево жизни.
3. Оно кормит и исцеляет от болезней.
4. Используется для изготовления предметов быта.
5. Знание обычаев коренных народов Севера воспитывает уважение к культурным традициям народов ханты, гордость, что мы живём на этой земле.
Список использованной литературы
1. Бахлыков П. История, быт, культура юганских ханты / /П. Бахлыков // Югра. - 1992. - № 7. – с. 21-21.
2. Ерныхова Е. Заготовка, обработка и хранение бересты. – Югра, 3 12 – 1992.
3. Ромбандеева Е. И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура[Текст] /Е. И. Ромбандеева. _ Сургут: Северный Дом, 1993.