Светлана Колесникова
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы «Теремок».
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы
Автор: воспитатель первой квалификационной категории МБОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» Колесникова С. Н.
Вид проекта : долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2014г. – май 2015г.
Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.
Публикация «Образовательный проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы „Теремок“,» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- «Теремок». Сценарии, театрализация, драматизация
- Темочки
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
(Л. С. Выготский)
Актуальность проблемы.
Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Театрализованная деятельность в полной мере позволяет всесторонне развивать и раскрывать детей.
Постановка проблемы:
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Чтобы выявить актуальность данной проблемы для нашего дошкольного учреждения мы провели диагностику среди детей старшей группы (приложение №1, и анкетирование их родителей (приложение №2, которое показало, что: · у 64% дошкольников к 5-6 годам отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, у 53 % детей отмечается низкий уровень развития творчества в речевой, двигательной и продуктивной деятельности, 65 % родителей имеют низкий уровень представления о театральном искусстве, 12 % родителей не знают театры нашего города.
Цель проекта : воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности.
Задачи проекта :
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
Развитие творческих и актерских навыков у детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе (взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
Задачи педагогической деятельности воспитателя :
1. Использовать театрализованные игры для решения основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС.
2. Развивать творческие способности детей за счет театрализованной деятельности.
3. Поэтапно усложнять игровой материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
4. Создавать благоприятную атмосферу творчества и доверия.
5. Провести данную тему через все виды деятельности.
6. Проводить анализ после каждого мероприятия, давая каждому ребенку возможность высказываться.
Материалы проекта могут использовать в педагогической деятельности воспитателей с детьми 5 – 6 лет в группах общеразвивающей направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Предполагаемый результат:
1. Развить у детей творческую выразительность интонации, мимики, движений.
2. Развить способность предлагать новый замысел игры.
3. Сформировать у детей умение перевоплощаться в роли, импровизировать.
4. Развить у детей умение фантазировать, придумывать свой сюжет.
Этапы и сроки проведения проекта.
1. Подготовительный - (сентябрь)
2. Основной - (октябрь-апрель)
3. Заключительный - (май)
Подготовительный этап включал в себя: изучение методической литературы по данной теме, информирование участников о цели проекта, опрос родителей, с целью выявить их отношение к данной теме, диагностика детей.
Условия реализации проектной деятельности.
Данный проект разрабатывался с учетом требований Федерального Государственного стандарта дошкольного образования (приказ№1155, от 17.10.2013 г., «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой; «Основной общеобразовательной программы МДОУ СОШ СП детский сад «Колокольчик» (Далее – МДОУ); «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Весь репертуар, используемый во время проекта и сопровождающий образовательный процесс, формировался из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
Проект строился на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого детей и обеспечивал физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Была подготовлена совместно с родителями и предметно развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Я постаралась создать в группе благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей.
В группе был создан уголок театрализованной деятельности, в котором размещены:
· Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
· Атрибуты для различных игровых позиций:
1. «актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит);
2. «режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками - аудиозапись);
3. «зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);
4. «оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).
Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:
·создание эмоционально-благополучной атмосферы;
·обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: · комплексный подход к организации образовательного процесса, высокий уровень развития театрализованных знаний и умений, создание условий для развития творческих проявлений детей, оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:
· творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
· исполнительское (речевое, двигательное);
· оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).
Был составлен план проекта :
№п/п тема Форма реализации, задачи дата
Октябрь
1 «Театр бывает разным» - Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности);
- Дидактическая игра «Куклы оживают» (учить согласовывать движения пальчиковой куклы с текстом;
- Игра «расскажи без слов» (познакомить детей с понятием мимика и жест). 07.10.2015
2 «В мире сказок» - Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);
- Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) 14.10.2015
3 Беседа: “Театральные профессии” - Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д., закрепить трудовые навыки.
- Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.
21.10.2015
4 Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” - Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
- Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.
- Учить передавать ритмизацией движения 28.10.2015
Ноябрь
5 Драматизация
сказки «Репка» (на новый лад, «Теремок» (на новый лад) 1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко-
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности. 04.11.2015
6 Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты» - Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма.
- Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений.
- Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра. 11.11.2015
7 Разгадывание кроссворда: “Сказочные герои” - Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
- Развивать умение переключаться
с одного образа на другой. 18.11.2015
8 Игровой стречинг.
( Игры и упражнения: Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот.) - Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
- Развивать дикцию.
- Учить строить диалоги.
-Воспитывать терпение и выдержку.
25.11.2015
Декабрь
9 Ритмопластика. - Развивать у детей умение пользоваться жестами.
- Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.
- Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом.
Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М. Глинка. "Вальс фантазия". 02.12.2015
10 Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” - Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
- Активизировать познавательный интерес к театру.
- Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
- Активизировать словарь детей : сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т. д. 09.12.2015
11 Чтение скороговорок - Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
- Развивать дикцию. 16.12.2015
12 Упражнения на ритмизацию. - Создать положительный эмоциональный настрой.
- Упражнять детей в подборе рифм к словам.
- Закрепить понятие “рифма”.
- Поощрять совместное стихосложение. 23.12.2015
13 Беседа: «Театр и музыка» - познакомить с понятием лейтмотив.
- рассмотреть на примере, как музыка помогает передавать образ и характерные особенности героев.
- Разучить несколько характерных попевок. 30.12.2015
Январь
14 Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта - Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
- Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
- Закреплять умение логично излагать свои мысли. 13.01.2016
15 «В гостях у лесовика» - Беседа о фразеологизмах, их значении, применении в театральных постановках.
- Речевая игра «Веселый старичок»
- Двигательно- речевая миниатюра «Мишка».
- Игра- разминка «Уборка леса».
Работа в мастерской по изготовлению конусного театра «Лесные зверушки». 20.01.2016
16 «В гостях у С. Я. Маршака» - Беседа по содержанию стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки».
- Упр «1, 2, 3, 4, 5- будем дружно мы играть».
- Игра «Маски» (понимание мимики).
- Имитационное упражнение «Кто как ходит».
- Драматизация стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки». 27.01.2016
Февраль
17 «Добрые слова» Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание.
- Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
- Воспитывать коммуникативные навыки общения.
- Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. 03.02.2016
18 Играем в сказку «Снегурочка» Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».
- Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.
- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
- Формировать интонационную выразительность речи.
- Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях. 10.02.2016
19 «Наши развлечения» Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.
- Учить понимать эмоциональное состояние героев.
- Отрабатывать выразительность передачи образа с помощью мимики и жеста.
- Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Привлекать детей к изготовлению театра на ложках. 17.02.2016
20 «Наши защитники» Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
- Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
- Отрабатывать четкую дикцию через скороговорки.
- Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. 24.02.2016
Март
21 «Незнайка в театре» Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
- Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
- Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
- Развивать умение выразительно передавать образы.
- Упражнять детей в подборе рифм к словам.
- Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. 02.03.2016
22 “Весна пришла!”. : Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
- Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения.
- Учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.
- Развивать воображение детей.
- Побуждать эмоционально отзываться на игру, входить в предлагаемый обстоятельства. 16.03.2016
23 «Непослушная Маша». - Учить доводить до детей замысел сказки.
Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развитие умения последовательно пересказывать сказку.
- Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа. 23.03.2016
24 «Театральная азбука». - Знакомство с театральными терминами.
- Активизировать словарь детей : сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т. д.
- Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.
- Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
- Развивать выразительность жестов.
- Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером. 30.03.2016
Апрель
25 «Пчелки, птички полетели»;
Праздник «Встреча Жаворонков» - Познакомить детей с весенними приметами. Отвечать на вопросы полными предложениями.
- Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность.
- Развитие активного внимания.
- Создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.
- Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. 06.04.2016
26 «День космонавтики» - Публичное выступление перед детьми детского сада.
- Учить не бояться публичных выступлений.
Дать почувствовать себя настоящими актерами. 13.04.2016
27 «Путешествие» - Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.
- Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
- Побуждать детей к двигательной импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
- Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
- Воспитывать партнерские отношения между детьми. 20.04.2016
28 «Мы маленькие актёры» - Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.
- Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. - Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.
- Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.
- Развитие творческого потенциала.
- Стимулировать детей полученные знания переносить в игру. 27.04.2016
Май
29 «Говорим о композиторе». Знакомство детей с профессией- композитор.
- Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
- Освоение музыкально- ритмических движений.
- Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
- Развивать фантазию, умение проявлять свою индивидуальность и неповторимость в создании танца.
- Учить детей изготавливать музыкальные инструменты из подручных средств. 04.05.2016
30 Светлый праздник «Пасха»
(Совместно с родителями) Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике. 11.05.2016
31 Викторина «Что мы знаем о театре». Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;
- Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.
- Упражняться в интонирование диалогов.
- Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.
- Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.
- Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров. 18.05.2016
32 Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Лесная сказка»
для детей 2 младшей группы Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.
- Развивать внимание, память, воображение.
-Совершенствовать исполнительское мастерство. 25.05.2016
Формы организации образовательного процесса
Беседы и организованная деятельность;
Театрализованные игры-спектакли;
Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность;
Художественно-продуктивная деятельность;
Посещение детьми театров совместно с родителями;
Поездки в театр и фото-экскурсии; проведение театрализованных представлений;
Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки
Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники.
В работе с детьми использовались игровые приемы с включением персонажей типа Незнайки, непослушная Маша, Лесовичок и т. д., которые допускают неточности, делают ошибки, путают.
Дети с удовольствием приходили им на помощь, радовались, чувствовали уверенность в себе, осознавали важность и полезность знания, умения.
Работа строилась исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям близко, дорого и интересно. Совместную деятельность организовывала в форме игры через сказку.
Например: «Играем в сказку «Снегурочка»», «Весна пришла», «Пасха» т. п. В совместной деятельности царила особая творческая обстановка. Вся деятельность сопровождалась яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
Ведь только ребёнок, живущий в окружении ярких образов, фантазий, способен что-либо сотворить. Один раз в месяц организовывался творческий день, где детям предоставить возможность заняться любым видом деятельности. Совместная работа с детьми по продуктивной художественной деятельности организовывалась небольшими подгруппами (по 6-8 детей).
В конце месяца устраивались выставки, конкурсы, игры и прочие виды деятельности, демонстрировались плоды детского творчества. Должное внимание уделялось занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводимых во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Родители охотно участвовали в создании декораций и костюмов к детским спектаклям, помогали в заучивании текстов ролей и даже сами участвовали в театрализованных постановках в качестве актеров. Благодаря родителям у нас появились: «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, куклы из перчаток.
Целенаправленно совместно с детьми родители посещали театры, после чего на совместных чаепитиях делились впечатлениями от увиденного.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены папки передвижки на темы: «театр кукол в домашних условиях», «Домашний театр для решения семейных проблем», «Мастерим кукол из чего угодно», «О роли родителей в развитие речи ребенка».
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – сплочению всех членов семьи.
Проделанная работа сплотила семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Заключительный этап: игра-викторина «Что я знаю о театре», создание фотоальбома «Маленькие актеры», театральная драматизация «Лесная сказка»
для детей 2 младшей группы.
Оценка качества реализации проекта
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении образовательных задач. И в этом нам помогло активное использование игровой деятельности. Работа над проектом помогла сформировать стремление к выполнению оригинальных творческих работ. В ходе коллективной деятельности дошкольники научились продуктивно взаимодействовать, слышать друг друга, выражать свои эмоции словами и движениями (мимикой, жестами и т. д.).
К работе с детьми были привлечены 90% родителей группы, что помогло налаживанию взаимоотношений между участниками проекта.
Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер.