Азоркина Ольга
Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития ребенка – детский сад №14»
Актуальность темы:
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
Публикация «Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мордовия
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития, при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.
Можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.
Поиск решения проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Мордовии посредством технологии "погружение" в образ".
Теоретическая интерпретация проекта.
Знакомство детей с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов Республики Мордовия воспитывает уважение к культуре разных народов.
В отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к культуре разных народов занимались Н. Б. Кутьина, разработала методы и этапы ознакомления детей с различными видами искусств. Т. Н. Панкратова, Т. В. Чувалова разработали содержание и методику проведения музейных занятий. И. Ф. Мулько разработала основные содержательные линии нравственного, патриотического и умственного воспитания детей, способствующие развитию представлений детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории, культуре, роли в техническом прогрессе. Т. Н. Карачунская, исследовала процесс интеграции музейной педагогики, изобразительной деятельности и других видов детской деятельности.
Л. В. Кокуева создала систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры.
Все эти исследования мы применили на практике знакомства детей дошкольного возраста с народами Респудлики Мордовия.
Технология процесса "погружения" в образ разработана Остапенко А. А., при использовании которой содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа.
Согласно исследованиям А. А. Остапенко, существуют различные модели "погружения". В процессе работы с дошкольниками в практике реализации задач нашли применение обе модели погружения.
1. "Погружение" как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия (активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание ребенка посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций).
2. "Погружение" как модель длительного занятия одним или несколькими предметами.
Практическая интерпретация проекта.
Сущность опыта: процесс воспитания и обучения строится с опорой на опыт ребенка в познании себя, истории и культуры русского, мордовского, татарского народов, через процесс "погружения" ребенка в исторический образ, интегрированный в разные виды детской деятельности, обеспечивающий всестороннее восприятие и проживание ребенком исторических знаний.
Условия формирования опыта: приобщение ребенка к культуре народов Мордовии осуществляется в три этапа:
На первом этапе дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о культуре русского народа.
На втором этапе детям средней группы продолжает прививаться устойчивый интерес к познанию истории и культуры русского народа, происходит знакомство с культурой мордовского народа.
На третьем этапе у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к познанию изучаемой культуры, уважительное отношение к культуре других народов, культуре татарского народа. Педагог развивает познавательные способности детей, создает условия для появления опыта эмоциональных переживаний, через разнообразные способы восприятия детьми информации для познания особенностей культуры каждого из изучаемых народов. Пережитое и эмоционально воспринятое ребенком дает возможность получить более глубокие знания.
Объект опыта: формирование культурологических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет опыта: содержание работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста на основе интеграции технологии погружения в образ через "эмоциональное погружение в культуру разных народов Мордовии" и в образовательный процесс.
Задачи опыта:
1. Провести анализ литературы и имеющегося опыта по проблеме;
2. Разработать планирование по теме опыта работы, создать подборку дополнительного исторического материала;
3. Изучить эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к культуре народов Мордовии (русского, мордовского, татарского).
Новизна:
1. Сформулировано понятие "историческая культура дошкольников" - качественное новообразование личности, которое предполагает единство эмоционально-чувственного отношения и осознанной практической деятельности, базирующихся на его представлениях о культуре изучаемых народов;
2. Обоснована возможность целостного восприятия и познания ребенком - дошкольником истории и культуры русского, мордовского, татарского народов на основе личностно - ориентированного подхода;
Продуктивность опыта:
Состоит в том, что дети успешно накапливают знания о культуре, быте народов Мордовии в процессе комплексного воздействия разных видов детской деятельности. У ребенка появляется желание познавать историю окружающего мира. Разработаны: план по внедрению технологии "погружения" в культуру разных народов, ее последовательные этапы: тематическое и блочное погружение. Это создатет особое психологическое поле и совместное "проживание" в нем воспитателя и детей.
"Погружение" даёт возможность изменять структуру материала в рамках одного "погружения", переходить к различным видам деятельности детей, менять нагрузку в зависимости от работоспособности.
Позволяет планировать индивидуальные темпы для совместного с родителями познания материала и, при необходимости, формы работы на занятии для каждого ребенка в зависимости от особенностей его характера.
Для выбора наиболее эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста необходимо выявить уровень их познавательного развития. С этой целью в начале и конце «учебного года» диагностика.
В результате работы дошкольники 2 младшей группы успешно овладевают первыми сведениями о культуре и быте русского народа, о своей семье и самом себе. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети продолжают знакомиться с историей и культурой русского народа, узнают о культуре мордовского, а затем о культуре татарского народа.
В процессе работы созданы рекомендации для родителей по приобщению дошкольников к культуре народов Мордовии.
Трудоемкость опыта для педагога состоит в том, что необходимо разработать календарно-перспективное планирование по теме на четыре года работы, базовые конспекты занятий, дидактические игры, оригинальные дидактические пособия, направленные на активизацию познавательного развития, подобрать методическую литературу по теме, разработать и адаптировать для детей дошкольного возраста диагностические карты, определяющие уровень развития представлений детей о культуре русского, мордовского и татарского народов. Так же необходимо создать соответствующую развивающую среду, соответствующую требованиям комплексного воздействия на основе плана работы. Подобрать материал и подготовить рекомендации для родителей по культурно - историческому развитию детей дошкольного возраста. Определить пути взаимодействия со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, руководителем ИЗО студии, руководителем экологического кружка).
Система работы.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой народов населяющих Мордовию построена на основе базового дидактического принципа - от простого к сложному.
Процесс познания состоит из следующих компонентов:
Объект (что развивать);
Способ (как развивать);
Результат (для чего развивать).
Что развивать?
Основная цель - эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания новых сведений. Развитие устойчивого интереса к познанию русской, мордовской, татарской истории и воспитание уважительного отношения к культуре этих народов.
По мере восприятия ребенком исторических сведений через разные виды рецепторов (зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, кинестетические упражнения, развития чувства эстетического наслаждения, у детей повышается уровень и прочность знаний.
Как развивать?
В работе используются приемы:
• познание через систему "круга знаний", которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:
• взрослый (родитель, воспитатель);
• компьютер(Point-презентации культур разных народов, компьютерные развивающие программы);
• библиотека детского сада, детская городская библиотека (литературно- художественные источники, энциклопедии);
• развивающая среда группы;
• телевизор + DVD плеер (подборки мультфильмов, видео энциклопедий, домашнее видео детей);
• музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных народов,
• привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (повар-национальные кухни, инструктор по физкультуре –различные национальные игры, музыкальный руководитель - танцы, песни народов Мордовии).
• исследование индивидуальной темы ребенком через семейный проект;
• обсуждение с педагогом полученных знаний;
• использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;
• В своей работе мы опираемся на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки. Работа построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.
• У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни, - любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу работы. Из всего богатства народов населяющих республику Мордовию выбрано культурное наследие нескольких, наиболее численных народов.
Для чего развивать?
Все это способствует решению следующих задач:
1. Познакомить детей с природой и климатом Республики Мордовия, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;
2. Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемого народа;
3. Познакомить с традиционными занятиями данного народа;
4. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;
5. Учить доброжелательно относиться к окружающим людям;
6. Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, в гостях, на улице.
Планирование работы
В основу системы работы положена идея приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ.
Система работы по внедрению данной технологии направлена на погружение ребенка в атмосферу изучаемого народа, для формирования потребности в духовном развитии, так, как полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт воспитания культурой благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, создает нравственные основы его отношения к окружающему миру. Все это происходит через комплексное воздействие на ребенка разных видов детской деятельности.
Система работы рассчитана на развитие детей от 3 до 7 лет.
Перспективное планирование составлено с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей от второй младшей группы до подготовительной. Продолжительность видов деятельности:
вторая младшая группа - 10-15 минут;
средняя группа - 15-20 минут;
старшая группа - 20-25 минут;
подготовительная – 25-30 минут.
Основные задачи по каждому возрасту:
2 младшая группа:
1. Воспитывать интерес к познанию русской культуры, желание подражать лучшим образцам культуры;
2. Дать представление о жизни русского народа внутри семьи, через привлечение семейного опыта самого ребенка при условии участия родителей;
3. Создавать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах детской деятельности (игровой, художественно-творческой, театральной, речевой);
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему миру, открытость в общении с детьми и взрослыми;
5. Воспитывать культуру поведения в быту, в детском саду.
Средняя группа:
1. Продолжать воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
2. Развивать представления об особенностях русского народа, его общественной жизни.
3. Дать элементарные представления о культуре и быте мордовского народа.
4. Развивать умения отражать полученные знания о русской и мордовской культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-литературные импровизации, музей).
5. Воспитывать индивидуальное эмоциональное отношение к произведениям искусства.
6. Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в музее.
7. Развивать представления о разнообразии музыкальных народных жанров, фольклоре.
Старшая группа:
1. Познакомить детей с природой и климатом Мордовии, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.
2. Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом русского, мордовского народа.
3. Познакомить с традиционными занятиями данных народов. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
4. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
5. Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице.
Подготовительная группа:
1. Проодолжать воспитывать интерес детей с природой и климатом Мордовии, красотой и разнообразием растительного и животного мира.
2. Закрепить представления об особенностях жизни, жилища, одежды и быта русского, мордовского и татарского народа, о традиционных занятиях данных народов. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
3. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице.
5. Вводить в познавательные виды деятельности макет «Мордовская изба».
Формы организации деятельности:
1. Интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
2. Совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
3. Театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми;
4. Дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов Мордовии, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести;
5. Подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу;
6. Настольно-печатные игры.
Игровая форма организации детской деятельности способствует более эффективному решению проблемы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов Мордовии посредством технологии "погружение" в образ. А так же позволяет снизить воздействие учебной нагрузки на детей дошкольного возраста.
Тематический план работы (прилагается)
Развитие представлений происходит и через игровые занятия, где дети постепенно добывают, развивают представления о культуре, быте народов Мордовии. Закрепление идет в течение недели, ежедневно в одном из видов детской деятельности (художественно-творческая, игровая, речевая, исследовательская) с учетом перспективного плана занятий и необходимой индивидуальной работы. Тема прослеживается в течение месяца от занятия к занятию на разном уровне сложности, по принципу "от простого к сложному".
В группе создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
1. Уголок "Национальной культуры",
2. Дидактические игры с национальным содержанием,
3. Оборудование для национальных подвижных игр,
4. Мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические альбомы).
5. Аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, презентации).
Взаимодействие со специалистами
В работу вовлечены специалисты детского сада. Музыкальный руководитель на своих занятиях знакомит детей с песнями, танцами, музыкальными инструментами народов Мордовии. Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры, эстафеты. Активно используется взаимодействие с руководителями дополнительного образования детского сада (руководитель ИЗО студии, руководитель экологического кружка) для расширения представлений детей об источниках познания.
Работа с родителями
Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие педагогов и родителей построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Формами взаимодействия детского сада и семьи выступают: праздники, развлечения, прогулки, экскурсии, выставки поделок и рисунков.
Родительские собрания дают первоначальные знания по воспитанию и познавательно- речевому развитию детей, позволяют создавать традиции как внутри группы, так и в семье (традиция - беседа "что я видел по дороге" когда ребенок входит в группу или домой; рассказывание сказок родителями детям на ночь);
Открытые занятия обогащают знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими играми и пособиями.
Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план работы.
Результаты работы
Данный подход к проблеме дает положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования познавательного развития ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей, состояние здоровья и выявить уровень их познавательного и речевого развития. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика. Анализ полученных результатов позволил выявить несколько подгрупп детей с разным уровнем усвоения программных задач. Имея предварительные данные об уровнях развития детей, осуществляется дифференцированный подход, проводятся занятия подгруппами: дети с низким и средним уровнем познавательного развития, дети с высоким уровнем развития. Диагностирование детей позволяет сделать вывод об уровне усвоения и наметить пути развития ребенка и группы в целом. (Диагностика прилагается)
В процессе обучения и воспитания детей отслеживались результаты роста уровня сформированности умений и навыков. Дети познакомились с природой и климатом Республики Мордовия, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешним виде, жилище, одежде и быте основных народов Мордовии, о культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице.