Нина Гизитдинова
Проект по обучению детей безопасному поведению в быту средствами моделирования опасных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь»
Программное содержание:
• Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми.
• Научить детей понимать, кто из взрослых является «своим», «знакомым», «посторонним».
• Развивать у детей умение объективно оценивать опасную ситуацию, не принимая во внимание внешний вид человека.
• Способствовать развитию речи, памяти, мышления, внимания.
• Воспитывать умение подчиняться запретам взрослого.
Темочки:
- Безопасность в быту. Конспекты
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
• Повысить компетентность родителей по вопросу привития детям культуры безопасности жизнедеятельности.
Актуальность проекта :
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.
Эти вопросы являются предметом изучения психологии и педагогики.
Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия. Процесс педагогической защиты предполагает создание в образовательном процессе системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других.
Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используются понятия «безопасное поведение», «культура безопасности жизнедеятельности», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке.
Данная ситуация поставила меня перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
В МАДОУ №69 «Светофорчик» работа по обучению детей безопасности проводится в соответствии с общеобразовательной программой МАДОУ ДС №69 «Светофорчик» в рамках раздела «Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире».
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма - опасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
При этом, проблема определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного поведения в быту у дошкольников является актуальной.
Исходя из вышесказанного, возникает гипотеза: систематическая совместная работа педагогов и родителей по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников будет способствовать воспитанию безопасного поведения детей в быту.
Цель проекта : расширять знания детей о правилах личной безопасности при контакте с незнакомыми людьми средствами моделирования опасных ситуаций.
Задачи проекта :
• ознакомить воспитателей с современной методической литературой по обеспечению безопасности жизнедеятельности, а именно по разделу «Контакты детей с незнакомыми людьми»;
• провести цикл занятий и мероприятий по теме «Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь»;
• организовать совместно с родителями работу по изготовлению памяток;
• ознакомить детей с литературными, произведениями по тематике;
• разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей безопасному поведению в быту;
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме: «Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь»
• провести итоговое занятие.
Длительность выполнения: 4 недели.
Участники проекта : воспитатели, родители и дети 6-7лет МАДОУ города Нижневартовска детского сада№69 «Светофорчик»
Необходимые материалы.
Атрибуты для разыгрывания сюжетов: ширма, домик, костюмы (врач, милиционер, почтальон и т. д)
Художественная литература с иллюстрациями А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», русская народная сказка «Волк и семеро козлят» стихотворение А. А. Усачева и А. И. Березина «Не пускайте дядю в дом…»
Дидактические игры:
«Безопасность в доме» Цель: знакомить детей с основными правилами безопасности в быту.
«Правила личной безопасности» Цель: знакомить детей с основными правилами личной безопасности.
«Кто стучится в дверь ко мне» Цель: закреплять знания детей о том, что внешность человека может быть обманчива, продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встречаться им дома; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к своей жизни.
«Свой, знакомый, чужой» Цель: Развивать у детей умение объективно оценивать опасную ситуацию, не принимая во внимание внешний вид человека. Научить детей понимать, кто из взрослых является «своим», «знакомым», «посторонним».
Предполагаемый продукт проекта : разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения детей при контакте с незнакомыми людьми; разработанные памятки для родителей и детей.
Предполагаемые результаты: систематическая совместная работа педагогов и родителей по формированию навыков безопасной жизнедеятельности у дошкольников будет способствовать воспитанию безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. https://gigabaza.ru
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дош-кольников: https://libnvkz.ru
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безо-пасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Гл. ред. В. А. Володин. — М. : «Аванта+», 2001.
Изготовление дидактических игр «Свой, знакомый, чужой», «Кто стучится в дверь ко мне».
Совместно с родителями изготовление атрибутов для разыгрывания сюжетов: ширма, домик, костюмы (врач, милиционер, почтальон и т. д)
Оформление иллюстраций к художественной литературе: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Совместно с родителями оформление памяток.
Основной этап.
Ознакомление детей с художественной литературой: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», русская народная сказка «Волк и семеро козлят» стихотворение А. А. Усачева и А. И. Березина «Не пускайте дядю в дом…».
Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.
Проведение игр - драматизаций: «Кому можно, а кому нельзя открывать дверь», «Зачем мне нужно знать номер телефона мамы (папы)», «Безопасность в вашем доме», «Свой, знакомый, чужой».
Работа с родителя (разработка памяток и их презентация).
Проведение итогового занятия «Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь».
Заключительный этап.
В ходе совместной работы дошкольного учреждения с родителями получила следующие результаты:
Дети старшего дошкольного возраста проявляют разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.
Появилось стремление у детей расширить своей кругозор по данной теме.
Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности.
Использование в работе игр – драматизаций способствовало развитию речи, памяти, мышления, внимания.
Повысилась компетентность родителей по вопросу привития детям культуры безопасности жизнедеятельности.
Важным моментом воспитания безопасного поведения у дошкольников, по моему мнению, является позиция взрослых в данном процессе. Она должна постепенно изменяться: от обучающей к позиции равного партнера, затем к созданию условий для практического применения ребенком полученных знаний и умений (внешнему контролю через одобрение, совет). В связи с этим меняется и позиция ребенка, что обес-печивает его активность, осознание им своих возможностей, са-мостоятельность.
В своей работе я столкнулась с рядом трудностей, проявившихся в невозможности обеспечения в условиях детского сада частого практикования формируемых у детей умений безопасного поведения, а также в отсутствии данной деятельности в семье из-за боязни родителей предоставления большей самостоятельности своему ребенку.
Это преодолевалось в процессе индивидуальной работы с такими родителями, предоставления им возможности наблюдать деятельность ребенка в ДОУ, в ходе знакомства с опытом семейного воспитания через беседы, изготовление памяток.
В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Это означает, что данная работа в системе дошкольного образования должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. https://gigabaza.ru
2. Андреева Т. М., Большакова М. Б., Вишневская Е. К. Поставить беде преграды https://www.scipsy.ru
3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дош-кольников: https://libnvkz.ru
4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников : https://www.studmed.ru
5. Казанцев Г. ОБЖ и БЖД в 2000 году: необходимо развитие успехов // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2000. №1. С. 4—5.
6. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. https://www.twirpx.com
7. СимонсонДж., Маккол Г, 76 способов защитить вашего ребенка от преступников. https://libnvkz.ru
8. Цвилюк Т. Е. Азы безопасности : Книга для детей и родителей. https://www.twirpx.co
9. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Прометей, 2002.
10. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безо-пасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Гл. ред. В. А. Володин. — М. : «Аванта+», 2001.