Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Молочный завод» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие
Возрастная группа : 5-6 лет, старшая группа
Тема: «Молочный завод»
Основные цели:
- расширять представления о молочных продуктах, профессиях;
- формировать начальные представления о технологии изготовления молочных продуктов;
- формировать умение строить разные типы высказываний (описание, рассуждение, знакомить с кратким описанием действия (составление рецепта);
Публикация «Образовательная ситуация „Молочный завод“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- поддерживать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей, побуждать к познавательно-исследовательской деятельности вне детского сада;
- развивать усидчивость, аккуратность, любознательность, самостоятельность, трудовые навыки;
- развивать мышление, память, внимание;
- воспитывать отзывчивость, бережное отношение к продуктам питания.
Дидактические материалы: презентация, муляжи упаковок молочных продуктов, рецепт "Домашнее мороженое".
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, оборудование для экспериментирования: термос с теплым молоком, стаканы с холодным и теплым молоком, сметана, лимон, варенье, ложки, пипетки, влажные салфетки, фартуки, "Книга рецептов".
Предварительная работа: знакомство с молочными продуктами, беседы о пользе молочных продуктов; просмотр мультфильмов о домовенке Кузьке.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация представлена в виде деятельности - помощи сказочному герою в изготовлении молочных продуктов. При разработке педагогического мероприятия была взята за основу структура технологии "Ситуация". Прослеживается интеграция образовательных областей, которые были реализованы в видах детской деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной. При разработке педагогического мероприятия особое значение уделялось формированию у детей таких качеств, как любознательность, самостоятельность, инициативность.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются вокруг воспитателя.
В: Собрались мы с вами в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране - домовенок Кузька в новой квартире.
В. : Ребята, домовенок Кузька прислал срочное сообщение к нам в детский сад. Послушайте, что он нам написал.
Сообщение Кузьки: "Здравствуйте, ребята. Я очень люблю молочные продукты. Но недавно я переехал в новый дом в городе. Раньше бабушка и корова Буренка каждый день угощали меня свежим молоком и продуктами из него. А теперь я и не знаю, как я буду обходиться без своих любимых вкусностей. Помогите! Как мне в городе найти мои любимые молочные продукты?"
В. Ну что, ребята, поможем Кузьке? Подскажем ему, где в городе можно найти молочные продукты? А может быть и научим его делать что-нибудь из молока? Хотите?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания о молочных продуктах.
Воспитатель приглашает детей к столу. Воспитатель достает муляжи молочных продуктов. Вместе с детьми рассматривает и называет их.
В: Ребята, как назвать можно все эти продукты? А почему?
Д: Молочные продукты, так как состоят из молока.
В. :А где же можно найти в городе все эти продукты?
Д: В магазине.
В. : Правильно, Кузька сможет все это купить в магазине. Но мы хотели с вами еще и научить Кузьку самому делать что-то из свежего молока. Научим?
Д: Да!
В: А давайте напишем Кузьке рецепты, чтобы по ним он сделал себе что-нибудь полезное и вкусное из молока. Вы знаете, что такое рецепт? Это короткий рассказ о том, как и из чего можно что-нибудь приготовить. Но для начала, мы узнаем, как и откуда продукты попали в магазин. Садитесь на стульчики.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: сформулировать ситуацию "Изготовление молочных продуктов", в которой дети столкнуться с затруднением в деятельности.
Воспитатель предлагает детям присесть и просмотреть презентацию "Как молочные продукты попали в магазин"
В. : Ну что теперь мы знаем, как попали молочные продукты в магазин. Его привезли на молочный завод и уже там сделали кефир, сыр и многое другое. И сегодня я предлагаю вам открыть в нашем детском саду свой небольшой молочный завод. Хотите?
Воспитатель обращает внимание на приготовленное на столах оборудование для экспериментирования. Рассматривает его вместе с детьми. Называет.
В. : Ну что, открываем свой молочный завод? Сможем мы теперь сделать молочные продукты и отправить Кузьке рецепты? Что нам сначала нужно взять?
Д: Молоко!
В: А что потом? (дети предлагают свои варианты) Для творога, для йогурта, для мороженого?
В: Посмотрите, как много у вас вариантов. Но правильные ли они? Мы сможем сразу подготовить для домовенка рецепты?
Д: Нет!
В. : А почему?
Д: Мы не знаем.
Воспитатель подводить детей к выводу, что нужно попробовать сделать самим.
В. : Я думаю, что пока мы сами не попробуем и не узнаем, как сделать некоторые молочные продукты, мы не сможем помочь Кузьке.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
познакомить детей с процессом изготовления молочных продуктов с помощью экспериментальной деятельности
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий "если что-то не знаю, спрошу у взрослого, получу информацию и попробую сделать сам"
Экспериментальная деятельность
В: Ну вот наш молочный завод начинает свою работу. Вы теперь не просто мальчики и девочки, а технологи молочного производства. Но на любом заводе есть строгие правила. Такие правила будут и у нас. Правило первое - рабочая одежда. Мы наденем фартуки.
Правило второе - работаем аккуратно, не мешаем друг другу. Ничего не проливаем, не спешим и слушаем внимательно.
На столе стоят стаканы с теплым и холодным молоком, лимон, влажные салфетки, пипетки, сметана, варенье малиновое, абрикосовое, ложки.
Дети надевают фартуки.
В: Сначала будем делать простаквашу. Ребята, этот продукт какой по вкусу? Кислый или сладкий?
Д: Кислый.
В: Кислый или кисломолочный. Значит он должен состоять из молока и чего-то кислого.
В: Посмотрите, какие продукты нужно взять для приготовления простокваши, которые у вас на столе. Что у нас есть кислое?
Д: Молоко, лимон
Дети выжимают лимон и капают пипеткой несколько капель лимонного сока в молоко и наблюдают за тем, как сворачивается молоко.
В: Что произошло с молоком? Что мы в него добавили? Что получилось?
Д: Молоко свернулось, образовались хлопья, получилась простокваша.
Итак, сейчас мы с вами будем готовить кефир. Для этого у нас с вами на столе стоит теплое молоко и сметана. Добавим ложку сметаны в теплое молоко и хорошо перемешаем. Через некоторое время молоко загустеет и в стакане появится кефир.
В: А теперь подойдем к следующему столу. Что мы здесь видим?
Д:Баночки с вареньем, молоко.
В:Возьмите баночки с вареньем, понюхайте и скажите, у кого какое варенье.
Д: Ответы детей
В:Чтобы узнать, правильно ли вы назвали, что нужно сделать?
Д:Попробовать на вкус (пробуют)
В:А теперь сделаем глоточек молока, а если мы соединим варенье и молоко, что получится? Дети добавляют варенье в молоко, перемешивают. Что изменилось?
Д:Цвет, вкус
В: Каким получился напиток?
Д:Со вкусом малины, абрикоса
В: Итак, у нас получился молочный коктейль со вкусом малины и абрикоса.
В: Ну вот вы теперь знаете, как можно приготовить некоторые молочные продукты. Устали немного? Я предлагаю нам с вами поиграть в любимую игру Кузьки "Сделай наоборот". Я буду делать движения, а вы смотрите внимательно и делайте наоборот.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача:
- научить составлять краткое описание процесса деятельности - составить рецепты;
- тренировать мыслительные операции - анализ, память, развивать внимание, логическое мышление, речь, коммуникативные качества.
В: Ну вот теперь мы сможет с вами рассказать Кузьке о том, как можно сделать молочные продукты. Давайте составлять рецепты, а я вам помогу записать.
Дети проговаривают этапы изготовления, воспитатель записывает в книгу рецептов.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: осмысление деятельности (для чего мы делали сами? - чтобы научиться и научить другого, фиксация "ситуации успеха" (у нас получилось, потому что мы хотели узнать что-то новое, были старательными, внимательными и не испугались трудностей)
В: Сможем мы теперь подарить Кузьке книгу рецептов?
Д: Да.
В: Почему у нас все получилось?
Дети высказывают свое мнение.
В: Правильно, мы попробовали сделать сами. Вы старались, не испугались трудностей. И вы теперь сможете не только Кузьке рассказать, как приготовить молочные продукты, но и своим родителям. А я для вас приготовила подарок - это рецепт домашнего мороженого. Попробуете дома сделать и расскажите нам потом, что у вас получилось. А может быть кто-то попробует дома приготовить что-то свое и поделится потом с нами своим рецептом. Будем вместе заполнять нашу "Книгу рецептов"
(воспитатель раздает детям рецепты)