Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «В лес за грибами» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие.
Возрастная группа : средняя.
Тема: «В лес за грибами».
Основная цель: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных.
Образовательные задачи : уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб, подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);
Публикация «Образовательная ситуация „В лес за грибами“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
закреплять знание строения грибов и правил их сбора;
уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, опенок, маслёнок, мухомор, бледная поганка, собирать, заготавливать, ядовитый, съедобный, мягкая, мясистая, упругая, губчатая, вогнутая, волнистая, гладкая).
учить образовывать отглагольные прилагательные;
познакомить с синонимами к слову корзинка (лукошко, кузовок).
Развивающие задачи:
развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Дидактические материалы: демонстрационные карточки «Правила сбора грибов», разрезные картинки «Грибы» (по 2 шт. на каждого ребёнка, книга «Лесная грамота», грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, опята, лисички, маслята, бледные поганки, мухоморы) по 2-3 грибочка на каждого ребёнка.
Оборудование: макеты деревьев (осина, берёза, дуб, ёлки, пенёк, корзина, старичок – Лесовичок (кукла, мольберт, магнитная доска, столы, стулья.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация для детей среднего возраста, составлена в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий занятия представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Приложения к сценарию (демонстрационный материал (книга, демонстрационный материал (карточки, раздаточный материал, представлены так, что распечатав, их можно использовать, как наглядный материал при проведении занятий.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Кто из вас был в лесу?
– Что можно там делать?
– А вы хотите сейчас очутиться в лесу?
– Закройте глазки…
Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.
– Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок-Лесовичок.
– Почему ты плачешь?
– Меня и мой лес заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый, забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а в лесу нет ни одного грибочка и я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!
– Хотите помочь Лесовичку наполнить лес грибами, вспомнить всё о них и сделать запасы на зиму?
– Сможете?
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба.
Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов.
Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.
Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т. п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.
Пример объяснения:
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части (дороги);
5. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
Молодцы! Мы напомнили Лесовичку правила сбора грибов. А теперь давайте поищем для него грибы!
Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.)
Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.
Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка-Лесовичка.
На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы : мухомор, бледная поганка.
– Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
– Вы помните, что старичок-Лесовичок хочет заготовить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.)
– Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки?
Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии.
– Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.)
– Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)
4. «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи:
1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
– Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге.)
– Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, написанных в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и расколдовать лес и наполнить его грибами для старичка-Лесовичка.
Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок-Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет.
В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей.
1. Лучший гриб для сушки :
Шляпа на макушке
Цветом буроватая,
А снизу – беловатая…
Ростом он – весьма велик,
Гриб мясистый – (Боровик, белый гриб)
Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. На изломе белый. Он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.
2. Полюбуйтесь-ка друзья!
Под березой вырос я.
И всегда лишь под березой
Сможете найти меня. (Подберёзовик)
Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, гладкая, темно-коричневого цвета, ножка тонкая, высокая.
3. В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик)
Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет.
4. На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)
Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком». Растут «семьями».
- Где любят расти опята?
Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.
5. Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (лисички)
Лисички бывают жёлтого и оранжевого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая, волнистая. Растут семьями-кругами.
6. Шляпа темная с полями,
Мох под ножкой кружевами.
Самый главный гриб лесной
Как на троне под сосной!
Шоколадно – бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип
Воротник ажурный тонок
Гриб такой зовут (Маслёнок)
Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки.
- Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка.
-Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.
7. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная.. (Поганка)
Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.
8. Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный (Мухомор)
-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?
-Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво.
-Но есть животные, которые им лечатся от болезней.
-Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.
Мухомор красив на вид,
Только очень ядовит.
Он растет как украшенье,
Не для праздничных столов.
Для лосей он угощенье,
Съел один - и стал здоров.
Для людей же этот гриб,
Очень, очень ядовит.
Мы с вами отгадали все загадки и помогли Лесовичку вспомнить какие грибы съедобные, а какие нет.
А теперь давайте возьмём по грибочку и перенесём их в расколдованный вами лес!
Грибы ставятся на пол среди макетов деревьев. Воспитатель направляет детей, чтобы они правильно расположили грибы (белые - под ёлку, подберёзовики - под берёзу, опята - на пенёк и т. д.)
Посмотрите, какой наш лес стал красивый! В нём, с вашей помощью, опять выросли грибочки! Теперь старичок-Лесовичок может собирать их для заготовки на зиму
– Все грибы можно собирать?
- Какие можно? (Дети называют съедобные грибы)
– А какие нельзя? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т. к. они ядовитые.)
- Молодцы ребята! Расколдовали лес и наполнили его грибами! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! И мы можем добавить ещё два правила сбора грибов.
Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.
1. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса.
2. Не собирать незнакомые грибы.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка.
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
- Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес!
Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес».
Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке – опята. Показывают рукой на опята
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.
В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 - 3 грибочка на каждого ребёнка).
Часть 2
Дидактические задачи:
1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и употреблять в пищу, а какие нет.
2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним признакам.
3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».
Дидактическая игра «Съедобный грибок принеси в кузовок».
Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия.
-Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!
Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы.
- Давайте посмотрим, все ли грибы в кузовке съедобные?
- А почему вы эти грибочки не положили в лукошко Лесовичка?
- Молодцы!
Часть 3
Дидактические задачи: формировать умение образовывать прилагательные от глаголов.
- Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?
- Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
Упражнение «Какие грибы».
- Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,
- если замариновать, они будут маринованные,
- засушить- сушённые.
- Умники! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они расколдовали лес, наполнили его грибами, смогли помочь старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые).
Комментарии к сценарию:
1. Возможно усложнить часть 3 пункт 5.
Организуется дидактическая игра - упражнение «Какие грибы».
Дети не только проговаривают, но и кладут съедобные грибы из общего кол-ва вырезанных съедобных и несъедобных грибов (отбирая съедобные по одному, если варёные – в кастрюлю, жаренные – на сковородку, солёные – в бочку, маринованные - в банку, сушёные – на верёвочку.
2. Сценарий образовательной ситуации составлен с опорой на личный педагогический опыт педагога и использованием следующей литературы:
С. В. Вохринцева. Дидактический материал. Окружающий мир. Съедобные грибы. Издательство «Страна фантазий», 2012 г.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Н. В. Ёлкина, Г. В. Соколов - Ярославль: Академия развития, 2006 г.
3. Приложения к сценарию (демонстрационный материал (книга, демонстрационный материал (карточки, раздаточный материал, представлены так, что распечатав, их можно использовать, как наглядный материал при проведении занятий.