Получи документы

Образовательная ситуация «Наш помощник — пылесос» (старшая группа)

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Наш помощник — пылесос» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Возрастная группа : старшая

Тема: Наш помощник – пылесос.

Основные цели:

1. Познакомить детей с историей появления и развития пылесоса, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда.

2. Активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.

Публикация «Образовательная ситуация „Наш помощник — пылесос“ (старшая группа)» размещена в разделах

3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща, учитывать мнение партнеров.

4. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.

5. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения.

Дидактические материалы:

1. Картинки с изображением бытовой техники.

Оборудование:

1. Коробочка «Копилка» и фотографии пылесосов;

2. Презентация «Путешествие в прошлое пылесоса»;

3. Ноутбук, экран, мультимедийная установка.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация направлена на первичное ознакомление детей с историей появления пылесоса. Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоциональной атмосфере дошкольник узнаёт об истории появления и развития пылесоса, подходит к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Беседа о маме, о важности помогать ей и заботиться о ней.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы любите свою маму?

- А как о вас заботится ваша мама?

- Что она делает дома?

- А как вы помогаете маме? (Ответы детей). Молодцы, вы мамины помощники!

- Но у ваших мам ещё есть помощники дома. Вы их знаете?

- Расскажите о них.

2. Актуализация.

Игра «Наши помощники в доме»

Дидактические задачи: актуализировать представления детей о бытовой технике, облегчающей труд человека в быту; развивать мышление, речь.

- Подойдите и посмотрите на эти картинки. (На картинках изображена бытовая техника : стиральная машина, пылесос, телефон, утюг, фен, газовая плита, холодильник, вентилятор и т. д.). Ребята, все эти помощники называются – бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Возьмите каждый по одной картинке и скажите, зачем нужна эта техника в доме? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Закончи фразу».

Дидактические задачи: активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.

А теперь, ребята, закончите предложение с помощью картинок :

Я чищу ковёр. (пылесосом). Я стираю бельё в. Я слушаю новости по.

Я глажу бельё. Я смотрю фильм по. Я ищу новую информацию в.

Я взбиваю сливки с помощью. Я храню продукты в. Я шью платье на.

Я разговариваю с другом по. Я делаю снимок нашей семьи.

- Хорошо! Ребята, а у вас дома есть ковры?

- А как ваша мама убирает пыль и мусор с ковров? (Пылесосом).

- Правильно, а знаете ли вы, что раньше выглядел пылесос, совершенно не так как сейчас.

- Хотите узнать, историю появления пылесосов?

3. Затруднение в ситуации.

Игра «Копилка»

Дидактические задачи: под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки (формата А) с изображениями («фотографиями») пылесосов, и рассказывает: «Ребята, я очень люблю собирать разные интересные вещи и фотографии и складывать их в эту копилку. Я собрала фотографии всех пылесосов и сложила их в копилке по порядку: от самого первого до самого последнего современного. Когда, я принесла эту копилку в группу, нечаянно, её уронила. Все фотографии рассыпались, и теперь я не могу сложить их в нужном порядке, забыла, какой пылесос за каким появился. Ребята, я очень прошу вас помочь сложить фотографии по порядку: от самого первого до самого современного».

- Хотите помочь мне?

- Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить фотографии с пылесосами в хронологической последовательности. Возникает затруднение, т. к. они могут предлагать разные варианты.

- Смогли вы помочь мне сложить фотографии в альбом по порядку?

- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие пылесосы появились раньше, а какие позже).

- Значит, что нам надо узнать? (Какие пылесосы появились раньше, а какие - позже, т. е. историю появления и развития пылесосов.)

4. Открытие нового знания (способа действия).

Игра «Музей»

Дидактические задачи: Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов,

формировать представление об «истории» пылесоса; актуализировать знания правил поведения в общественных местах.

- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

- Предлагаю отправиться в музей пылесосов. Хотите?

- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

- Кто в музее обычно рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

- Я буду экскурсоводом, вы – посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

- А вы знаете, что давным-давно не было пылесосов? Как вы думаете, чем убирали грязь и пыль с ковров. (Предположения детей).

- Откуда появились на Земле пылесосы? (Их придумал и создал человек.)

- Правильно, значит, пылесосы относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать первый пылесос человечеству пришлось пройти очень долгий путь. Давайте взглянем на экран.

На экране появляются слайды.

Слайд №1 Веник

- Люди, когда не было пылесоса, выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.

- Затем люди придумали веник. А что такое веник, из чего он сделан?

Веник — связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.

- Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? Предположения детей.

Слайд №2 Выбивалка

- Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются.

Слайд №3 Щётка с ручкой

А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.

- А из чего сделана щётка? Ответы детей.

Слайд №4 Механический пылесос Даниэля Хесса

- И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Среди тех, кто первым предложил идею пылесоса, историки техники называют имя американца Даниэля Хесса, который в 1860 г. получил патент на механическое устройство с вращающимися щетками, оборудованное мехами для создания воздушного потока. Интересно, что прибор Хесса имел не мешок-пылесборник, а две водяные камеры для осаждения пыли.

Слайд № 5 Пылесос Ива Мак Гаффи с вентилятором (1869 г.)

- Следующим шагом стала машина Whirlwind, изобретенная Ивом Маккафи из Чикаго в 1869 г., очень похожая на современный пылесос. Воздух приводился в движение вентилятором с ременным приводом от рукоятки в верхней части прибора, которую нужно было крутить рукой. К сожалению, попытки изобретателя приспособить к своему прибору электромотор не увенчались успехом.

Слайд № 6 Пылесос Сесила Бута с бензиновым мотором «Фырчащий Билл

- Успеха в механизации пылесоса в 1901 г. добился англичанин Сесил Бут. Его аппарат «Фырчащий Билли» с бензиновым мотором перевозился по улицам на конной повозке командой из четырех человек, а шланг длиной 30 м заносили в помещения через окна. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!

Слайд № 7 Пылесосы Хувера

- А в дома пылесосы переместились благодаря американцам. Первым был домашний уборщик компании Geier, выпущенный в 1905 году. Но по-настоящему знаменитыми стали изделия W.H.Hoover Company, которые и в наши дни являются эталонами традиционных пылесосов. В1908 году появилась - "Жестяная модель". Она была похожа на перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. Прикрепленный под ручкой метровый пылесборник (мешок из марли) снаружи был обшит сатином. По сравнению с другими "вакуумными подметальными машинами" "Жестяная модель" была образцом компактности - инженерам удалось довести ее вес до 20 кг. Изделия конкурентов в это время весили больше 50 кг. Уильям Хувер (W.Hoover) профинансировал разработку формы классического американского пылесоса : щетка, мешок и моторчик между ними, насаженные на одну ручку.

Слайд № 8 Первый пылесос «Электролюкс» с вентилятором

- Веннер-Грен организовал команду инженеров, которые начали разрабатывать первый бытовой пылесос, увидевший свет в 1912 г. Он получил название Lux. Заслугой команды Веннер-Грена стала замена воздушного насоса на вентилятор, благодаря чему вес прибора удалось снизить до 14 кг.

Слайд № 9 Современный пылесос

- Однако всемирную славу компании принесла Model V, появившаяся в 1921 году. Перемещающийся на колесиках металлический цилиндр, соединенный с всасывающей щеткой гибким шлангом и снабженный сменными насадками, практически до конца XX века копировали все производители бытовой техники.

Слайд № 10 Робот-пылесос

- В 1997 г. на канале ВВС телезрителям был показан прототип пылесоса-робота, над созданием которого работала фирма Electrolux. Прошло несколько лет, и на свет появился Trilobite — робот, способный самостоятельно обходить помещение, находить зарядное устройство и не забывать при этом о своей главной обязанности — сборе пыли

Слайд № 11 Современные пылесосы

- Прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, пылесос белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже. моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме.

- Наша экскурсия в музей пылесосов подошла к концу. Мы с вами возвратились в детский сад в свою группу.

- Ребята, а давайте с вами на минутку превратимся в «пылесос».

Физкультминутка.

Слоненок на колесиках

Ковер почистит носиком (наклоны вперед)

Длинным толстым хоботком

Собирает пыль кругом (повороты вправо-влево)

Что под хобот попадет,

Все летит в его живот. (Руки вверх, потягивание)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка.

Игра «Копилка» (продолжение)

- Сможете вы теперь помочь мне разложить фотографии по порядку?

Дети возвращаются к столу с «фотографиями» пылесосов и коллективно раскладывают их в хронологической последовательности. Затем воспитатель помещает их в копилку.

- Спасибо вам большое за помощь.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Кому и чем вам удалось помочь?

- Какие новые знания вам помогли в этом? (Мы узнали много нового о пылесосах, о том, как появились пылесосы и как они изменялись и совершенствовались).

Комментарии к сценарию: Ознакомление с окружающим миром.

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель ПетерсонЛ. Г / под общей редакциейПетерсонЛ. Г., Лыковой И. А. : Цветной мир, 2012.-240с.

https:ru.wikipedia.org›Пылесос

https:nsportal.ru

Публикации по теме:

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Дополнительная образовательная программа по обучению чтению на 2 года. Средняя и старшая группа УЧЕБНЫЙ ПЛАН Раздел программы Теория (ч) Практика (ч) Обучение чтению 60 60 Аттестационное занятие 4 4 Итого: 64 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Непосредственная образовательная деятельность «Дружба начинается с улыбки» (старшая группа) Нефтеюганского районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «В гостях у сказки» Сценарий.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми «В изумрудном лесу» (старшая группа) Характеристика НОД: интегрированная. Сферы базового компонента: Познание. Линии развития по базовой программе: «Познавательно - речевое».

Непосредственно образовательная деятельность: «Хакасия мой край родной» — старшая группа Цель: Создание условия для формирование элементарных представлений о родном крае Хакасии Задачи: Познакомить детей с особенностями хакасской.

Непосредственно образовательная деятельность «Посмотри в зимнее окно». Старшая группа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Ромашка». Конспект для детей старшей группы. Закирова Анна Ивановна, воспитатель.

Образовательная область речевое развитие «Путешествие в страну дорожных знаков». старшая группа Муниципальное казенное образовательное учреждение «Центр образования №4» Образовательная область речевое развитие «Путешествие в страну.

Образовательная ситуация по речевому развитию «С неба смотрит солнышко» (вторая младшая группа) Образовательная ситуация по речевому развитию «С неба смотрит солнышко» (2 младшая группа) Задачи: Образовательные: использовать в речи.

Совместная игровая образовательная ситуация «Поможем солнышку найти лучи» (средняя группа) Совместная игровая образовательная ситуация «Поможем солнышку найти лучи» (средняя группа) Цель: закрепление и уточнение признаков лета,.

Автор публикации:
Образовательная ситуация «Наш помощник — пылесос» (старшая группа)
Опубликовано: 26 июля 2019 в 20:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация «Наш помощник — пылесос» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД