Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Дымковская лошадка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа : средняя
Тема: «Дымковская лошадка»
Основные цели: Познакомить детей с народным творчеством. Вызвать интерес к познанию нового.
Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству.
Развивающие: Развивать воображение, творческие способности. художественный вкус;
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошадка. Дымковская игрушка
- Лошадь, жеребенок, конь
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Образовательные : Содействовать умению детей самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, колечки, волнистые линии.); закрепить приёмы рисования гуашью, и умение рисовать кончиком кисти.
Дидактические материалы: Дымковские игрушки, кукла Маша, презентация, д/и «Найди дымковскую игрушку» д/и «Найди дымковский узор»
Оборудование: альбомный лист с нарисованным контуром дымковской лошадки на каждого ребенка кисти №3 набор гуаши.
Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации, дети расширяют знания о дымковских игрушках. закрепляют умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи. Все цели данной образовательной ситуации реализуются через игровые ситуации.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Игровая ситуация сюрпризный момент Постановка детской цели – Помочь Маше отыскать необычные игрушки и узнать как они называются.
Дети собираются вокруг воспитателя.
В:Ребята, к нам в гости пришла Маша, она рассказала,что у её друга Мишки есть замечательные игрушки. Но Маша не знает, как они называются. Все игрушки не простые, А волшебно расписные.
Маша просит помочь ей, отыскать необычные игрушки и узнать как они называются.
Поможем?
Ребята, а где можно найти игрушки?
Д: ответы (в магазине.)
В: А я предлагаю вам отправиться на ярмарку
2 Актуализация
Дидактические задачи:
1) актуализировать знания детей о народных промыслах;
2) развивать внимание, память, речь
Игровая ситуация «Весёлая ярмарка»
В:Ребята, вы знаите, что такое ярмарка? Ярмарка- это место, где можно купить и продать всевозможный товар. Садитесь на лошадок, поскакали.
(дети имитируют езду на лошадке подходят к экрану)
1слайд.
В : Открывайте ворота, в гости ярмарка пришла!
Поспеши и млад и стар посмотреть на наш товар!
Веселись честной народ, праздник ярмарка несёт!
В: Вот такими словами зазывали скоморохи покупателей на ярмарку. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ между рядов, а товаров так много, что глаза разбегаются. Издавна славился русский народ умелыми руками. Посмотрите сколько товаров.
2слайд.
В: Что вы видите в этой лавке?
Д: ответы детей.
В:- Вот платки пуховые, мягкие да пушистые, кружевные да легкие, и в стужу согревают и хозяйку украшают. Их привезли мастерицы- кружевницы.
3слайд.
В: Пойдём дальше, посмотрим, чем здесь торгуют.
Д: ответы детей.
В:-А здесь ложки деревянные, расписные да яркие. Такой ложкой и есть приятно и обжечься трудно товар мастеров резьбы по дереву раскупался бойко.
4слайд
В: Что вы видите в этой лавке?
Д: ответы детей.
В: -Здесь вот посуда расписная чудесная такую посуду и на стол поставить приятно.
Много на ярмарке товара нужного и полезного.
5слайд.
В:-Но больше всего радовались празднику дети. Ведь со всех концов России везли умельцы на ярмарку игрушки.
6слайд.
Д: Матрёшки расписные,
7слайд.
Д: свистульки звонкие,
8слайд.
В: Посмотрите какие красивые куклы да лошадки у этого продавца.
3 Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»
Игровая ситуация «Весёлая ярмарка» продолжение
Дети подходят к столу.
В:Ребята посмотрите, сколько здесь игрушек. Какие они яркие да нарядные, но все разные. Как же нам найдти игрушки для Маши?
Ребята вспомните как Маша описывала игрушки
Д: Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
В: Ребята, сколько здесь игрушек. Какие они яркие да нарядные, но все разные. Как же нам найдти игрушки для Маши? Сумеем ли мы обьяснить продавцу что нам надо?
Д: нет
В:Почему?
Д: потому что мы не знаем какие именно игрушки нужны Маше.
В: Что нужно сделать если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать?
Д: нужно спросить у кого – то.
В: давайте спросим у Маши. Маша объясни, какие же игрушки тебе надо?
М: Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
В:Давайте зайдём в эту лавку, поищем игрушки похожие на Машино описание. Попросим у хозяина лавки помощи.
Дети подходят к столам.
4 «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
2)Содействовать умению видеть и находить элементы дымковской росписи;
3) тренировать мыслительные операции сравнение и обобщение
д/и «Найди дымковскую игрушку»
д/и «Найди дымковский узор»
д/и «Найди дымковскую игрушку»
В:Посмотрите и выберите нужные игрушки, похожие на описание Маши.
(Дети выбирают изображения дымковских игрушек)
В: уважаемый хозяин, как называются игрушки, которые дети держат в руках?
Х: Дети эти красивые игрушки называются Дымковские
В: Повторите, как они называются?
Д: Дымковские (Спрашиваю 3 детей)
Х: Их назвали так, потому, что, делают эти игрушки в селе Дымково
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
В:. Теперь мы знаем, как называются эти игрушки. И можем рассказать об этом Маше.
посмотрите друг на друга, все правильно выбрали игрушки? (ставят игрушки на стол)
Как вы узнали, что это дымковские игрушки?
Д: По цвету, росписи. (Спрашиваю 3 детей)
В: Правильно, ребята, по цвету и росписи. У дымковских мастеров своя особенная роспись, состоящая из простых незатейливых элементов.
Х: Ребята на столе лежат изображения элементов разных узоры, выберите элементы, которые соответствуют дымковской росписи.
д/и «Найди дымковский узор»
В: какие элементы дымковской росписи вы взяли?
Д: Кружочки, колечки, точки, линии прямые и волнистые.
В: Правильно
Х: Каждый элемент имеет своё обозначение: кольцо символизирует солнце, круг-каравай хлеба, волнистая линия символ воды, точка- звезды, прямая линия- дорога.
В: скажите, какими цветами нарисованы эти узоры?
Д: красными, жёлтыми, зелёными, чёрными, голубыми, оранжевыми.
В: Спасибо дорогой хозяин за помощь мы пойдём дальше.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
1)закрепить представление о дымковской росписи
2) развивать внимание, память, воображение, речь.
Игровое упражнение “В гостях у мастера”
Физ. Минутка
Самостоятельная работа детей - роспись лошадки.
Давайте заглянем в мастерскую дымковских игрушек. Посмотрите, сколько здесь игрушек. Назовите, что вы видите.
Показ слайдов
Д: Индюк, лошадка, курочка с цыплятами, олень и баран.
В:Расскажите Маше как называются эти игрушки.
Д: Дымковские.
В:Маше очень понравятся дымковские игрушки, она хотела найти именно эти игрушки. Мастер готов, подарить ей лошадок, но он не успел расписать свои изделия. Ребята,давайте поможем мастеру расписать лошадок дымковской росписью. Вы согласны?
Д: да
В: Замечательно, сейчас мы отдохнём и примемся за работу.
Физ. Минутка.
Конь меня в дорогу ждт,
Бьт копытом у ворот
На ветру кивает гривой,
Пышной, сказачно – красивой.
На коня скорей вскачу
Не помчу, а полечу
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
Заходите в мастерскую, займите свои рабочие места. Сядьте по - удобнее, спинки ровные.
Прежде, чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним, какими приёмами выполняются эти узоры?
Д: примакиванием, всем ворсом, концом кисти.
В: Возьмём кисточку в правую руку, попробуем на ладошке нарисовать широкую линию. Как мы её рисуем?
Д: мы рисуем, приложив кисточку всем ворсом плашмя.
В: А если мы будем рисовать кончиком ворса кисти, то что у нас получится?
Д: тоненькая линия.
В: Как вы думаете, каким способом мы можно нарисовать точку?
Д: Точки мы рисуем примакиванием кончика ворса кисти.
В: Ребята, помните, что узор на лошадке идет сверху вниз, с ушек, по ногам и туловищу затем шее.
(показ воспитателя).
А теперь давайте закроем глаза и представим, каким узором мы будем расписывать наши игрушки. Представили, а теперь приступаем к работе.
(звучит мелодия русских народных песен.)
(Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям, следит за техникой исполнения работ.)
6. Осмысление
Дидактическая задача:
1) восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
В: Ребята, заканчиваем работу. Навели порядок на рабочем месте.
1. Кому мы сегодня помогли?
2. Чему мы научились?
3. Что для вас было трудным?
4. Кого мы можем научить дымковской росписи?
5. полоставьте своих лошадок на выставку.
6. Давайте вместе рассмотрим наши работы.
В: Маше очень понравились ваши лошадки молодцы. Вам они нравятся? Какими получились наши Лошадки? Улыбнитесь др. др. и похлопайте.
Комментарии к сценарию: Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». //Научный руководитель Петерсон Л. Г / под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. -М: Цветной м