Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Чудеса окружающего мира» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие.
Возрастная группа : подготовительная к школе группа.
Тема: Чудеса окружающего мира.
Основные цели:
- формировать исследовательские умения, основы системного мышления и логического анализа окружающей нас действительности;
- развивать познавательные способности, инициативу и творческую активность;
- развивать связную речь, речемыслительную деятельность.
Публикация «Образовательная ситуация „Чудеса окружающего мира“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы: - незаконченное изображение человечков твёрдых, жидких, газообразных веществ на интерактивной доске:
- грецкий орех, коробка с соком, надутый воздушный шар, апельсин, банка с чесноком;
- фотографии, на которых изображены построенные детьми модели предметов трех состояний и простые построения.
Оборудование: стаканы с водой, таз, ушат с водой.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация составлена в соответствии с технологией «Ситуация».
Ход образовательной ситуации.
I Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в исследовательскую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Дети, вы знаете сколько в мире чудес!
А хотите побывать в этом мире чудес и найти разгадку к ним (Хотим).
Тогда в путь.
II Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1. Повторить свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.
2. Формировать исследовательские умения, основы системного мышления и логического анализа окружающей нас действительности.
3. Развивать связную речь, речемыслительную деятельность.
Дети вместе с воспитателем подходят к интерактивной доске. На ней нарисованы три полоски с незаконченными изображениями человечков трех состояний предметов.
- Дети, давайте вспомним, как ведут себя человечки в разных состояниях предметов. Назовите эти состояния (Твердое, живое, газообразное)
- дорисуйте человечков твердых предметов.
Вызванный ребенок изображает на интерактивной доске человечков твердых предметов, объяснения, что они крепко держатся за руки, чтоб ничего не прошло.
- Изобразите их.
Дети встают в круг, берутся за руки и не пропускают воспитателя.
- назовите твердые предметы (стол, книга, кегли)
- Дорисуйте человечков жидкостей.
Вызванный ребёнок изображает на интерактивной доске человечков жидкостей, объясняя, что они держат свои руки так, чтобы могли пройти твердые предметы. Они касаются друг друга локтями.
- изобразите их.
Дети встают в круг, руки держат на поясе, касаясь друг друга локтями.
- А когда мы можем раздвигать своими руками человечков. (Когда плывем по реке).
- Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, мед)
- Без какой жидкости не смог бы жить человек? (Без воды)
- Что вы еще знаете про воду? (Вода не имеет запаха)
- Давайте проверим.
Дети подходят к стаканам с водой и нюхают её.
- Что мы подтверждаем.
(Вода без запаха).
- Что еще можете сказать про воду?
(Вода может выливаться и разливаться).
- Проверим это.
Дети сначала выливают воду из стакана, а потом разливают её.
- А что еще можно сказать о воде?
(Вода прозрачная).
- Проверим.
Дети опускают в таз с водой руки.
- Что заметили? (Через воду мы увидели руки)
- А что еще можно увидеть в воде
(Отражения предметов)
- Проверим.
Дети подходят к ушату и смотрят в него.
- А теперь вернёмся к полоскам.
Дорисуйте человечков газообразных веществ.
Вызванный ребенок изображает человечков газообразных веществ, объясняя, что они всё время быстро перемещаются со свободно опущенными руками
- Изобразите их.
Дети начинают бегом перемещаться по группе со свободно опущенными руками.
- А какие в знаете газообразные вещества (Гелий. Им надувают шары. Углекислый газ. Его мы выдыхаем. Кислород. Он нужен нам для жизни.
III Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1. Создать мотивационную ситуацию для введения понятия «модель».
2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения понимания его причины.
- Посмотрите на эту большую красивую коробку. В ней лежат разные вам знакомые предметы. Вы должны для игры построить модели этих предметов. Смогли бы это сделать? (Нет).
- Почему не смогли? (Потому что не знаем что такое модель).
- Хотите узнать? (Хотим)
- Что нужно узнать? (Что такое модель).
IV Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Формировать представление о модели.
2. Актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения – «если чего-то не знаю, спрошу у того кто знает».
3. Развивать познавательные способности, инициативу, творческую активность.
- А что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (Спросить у того кто знает).
- Спрашивайте. (Что такое модель).
- Модель –это изображение предмета и его свойств.
- Теперь мы можем с Вами поиграть? (Да).
Воспитатель достает из коробки по одному предмету (грецкий орех, апельсин, воздушный шар, банка с чесноком, дети строят их модели.
V Включение нового знания в систему знаний и умений
Дидактические задачи:
1. Формировать опыт нахождения моделей предметов среди других изображений.
2. Развивать мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение.
3. Развивать речемыслительную деятельность.
Воспитатель предлагает детям занять свои места. На столах перед каждым ребенком выложены фотографии, на которых изображены построенные детьми модели предметов трёх состояний и простые построения.
- Найдите фотографии с построенными детьми моделями твердых предметов (жидких, газообразных веществ).
Дети поднимают нужные фотографии.
Воспитатель хвалит каждого ребенка.
VI Осмысление
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы сегодня побывали? (В мире чудес).
- Чем занимались? (Строили модели предметов).
- Сразу ли вы построили модели? (Нет).
- Почему? (Мы не знаем что такое модель).
- Какие знания вам пригодились? (Знания о свойствах предметов).
- А какие личные качества вам пригодились? (Любознательность, находчивость, взаимопонимание, взаимоподдержка).
- Молодцы! С заданиями справились все. Поиграть в интересную игру вы смогли потому что узнали что такое модель.