Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Замкнутая линия» (старшая группа)
Образовательная область : Познание
Возрастная группа : старшая с 5 до 6 лет
Тема: «Замкнутая линия»
Цели: Развитие у детей познавательных интересов, формирование интеллектуальной активности.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, умение играть в коллективе сверстников, желание помочь тем, кто затрудняется, чувство уверенности в своих силах.
Развивающие задачи: создать условия для познавательной деятельности, развития речи, развития умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять.
Публикация «Образовательная ситуация „Замкнутая линия“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Образовательные задачи : создать условия для самостоятельных выводов о различных графических линиях, подвести к открытию нового понятия «замкнутая линия», через дидактические игры, рассуждения, сравнения, моделирование.
Дидактические материалы: счётные палочки, карточки для игр, числовые домики.
Оборудование: сказочный персонаж Карандаш, шнур для моделирования линий, замок, город с домами выложенный на доске.
Краткая аннотация к работе: Организованная образовательная деятельность на тему: «Замкнутая линия» по программе «Мир открытий», курса математики, методика «Ступеньки», под редакцией Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной с детьми старшего возраста с 5 до 6 лет, в технологии «Ситуация».
Ход образовательной ситуации:
I. Введение в игровую ситуацию.
1. Ребята, хотите я расскажу вам сказку про карандаш? Слушайте. В одном волшебном королевстве жил-был Король-Карандаш. Его подданными были буквы, цифры, точки, линии. Все они слушали Карандаша и выполняли все его приказы. Что хотел Карандаш, то и рисовал.
В стране Карандаша был строгий порядок. Все жили в своих домиках, на своих улицах, в своих городах. Точки с точками, буквы с буквами, цифры с цифрами, только линии нигде не жили, а гуляли сами по себе. Где пройдёт Карандаш, там и линия за ним тянется. И вот захотел Карандаш расселить линии по домикам, да запутался.
2. Постановка детской цели.
Давайте ему поможем?
Помогая Карандашу, мы вспомним, какие бывают линии, поиграем с ними в игры, выполним задания Короля-Карандаша и познакомимся с новой линией.
Отправляемся в королевство Карандаша.
Раз, два, покружись
В королевстве окажись.
Посмотрите, а вот и Король-карандаш (воспитатель показывает детям модель Короля-Карандаша).
II. Актуализация знаний.
1. Загадки.
Карандаш будет вам загадывать загадки, а вы нарисуете отгадки. Отгадав загадки Карандаша, мы вспомним линии, которые уже знаем. (Дети садятся за столы, на столах – лист бумаги, карандаши и линейки)
Слушайте первую загадку:
На бумагу нос направил
На листе он след оставил
Знает каждый из нас
Что это? (карандаш)
Возьмите карандаши и слушайте вторую загадку:
По бумаге он пройдёт,
Вправо-влево повернет.
Все он кочки обойдет,
Какую линию ведет? (Кривую)
Воспитатель, проговаривая слова, рисует линию на мольберте.
Как вы думаете, почему эта линия называется «кривая»? (ответы детей)
Нарисуйте у себя на листочках кривую линию.
Слушаем третью загадку:
По бумаге в этот раз,
Ровно-ровно, не на глаз.
По линейке он идёт,
Какую линию ведёт?
Воспитатель чертит прямую линию по линейке. Напоминает, что линейку крепко прижимают к листу бумаги левой рукой, а правой ведут линию, прижимая карандаш к линейке.
Как вы думаете, почему линию называют «прямая»? (ответы детей)
Возьмите линейки и начертите у себя прямую линию.
Отгадали мы загадки Карандаша?
Молодцы!
2. Танцевальная пауза:
А сейчас с Карандашом,
Вместе мы плясать пойдём.
(включается «плясовая»)
Вспоминаем красивые танцевальные движения под музыку.
Поразмялись, не ленились,
Снова в сказку мы вернулись.
3. Д/игра «Кто в начале, кто в конце».
Посмотрите-ка, ребята верёвочка. Давайте поиграем в игру «Кто в начале, кто в конце». Надо найти начало и конец веревочки. Возьмите веревочку двумя руками. Все, все, все.
- Как вы думаете, где у веревочки начало? (ответы)
- Почему вы думаете, что начало веревочки здесь? (ответы)
Правильно, Егор стоит первый, значит здесь начало.
- Как вы думаете, где конец веревочки? (ответы)
- Почему? (ответы)
Правильно, Катя стоит последняя, значит здесь конец веревочки. Правила игры такие: тот, кого назову, бежит к началу или к концу верёвочки и громко говорит, где стоит: «Я в начале!» или «Я в конце». Играем 5-6 раз.
Молодцы! Карандашу понравилось, как вы играли.
III. Затруднение.
А сейчас Карандаш решил над вами пошутить и замкнул оба конца веревочки на замок.
- Где теперь у веревочки начало, где конец? (ответы)
- Что сделал карандаш с концами верёвочки? (воспитатель добивается ответа – «замкнул», опрашивает 3-4 детей)
IV. Открытие нового знания.
Положите замкнутую веревочку на бумагу.
Карандаш гуляет по веревочке, а за ним остается вот такой след-линия.
- Как вы думаете, есть у этой линии начало и конец? (ответы)
- Почему Карандаш нарисовал такую линию, без начала и конца? (ответы)
- Как вы думаете, как можно назвать такую линию? (ответы)
Вот мы и познакомились с новой линией, которая называется ЗАМКНУТАЯ линия.
Какая линия? (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Молодцы! Карандаш тоже рад за нас!
Физминутка:
Мы сегодня рисовали линии кривые,
Мы сегодня рисовали линии прямые.
Прыгнули на кочку - получилась точка.
За руки взялись – линия замкнись.
V. Введение нового знания в систему знаний.
1. Дидактическая игра «Найди замкнутую линию»
На столе лежат карточки с разными линиями. Карандаш даё т вам задание: найти среди линий – ЗАМКНУТУЮ линию и рассказать о ней. (Если ребёнок затрудняется с рассказом, воспитатель задаё т наводящие вопросы: Какую линию ты нашел? Почему ты думаешь, что это замкнутая линия)
Молодцы! Посмотрите, как много замкнутых линий мы выбрали для Карандаша. Карандаш просит, чтобы каждый дорисовал что-нибудь к замкнутой линии, так, чтобы она стала на что-то похожа. (Дети садятся за столы и дорисовывают детали)
Молодцы! Какие красивые рисунки у нас получились. Это подарок для Карандаша.
2. Моделирование ключей из счетных палочек.
Наш путь продолжается! А вот и город разных линий. Как вы думаете, какие линии могут жить в этом городе? (ответы детей)
Ворота города закрыты на замок. Замок откроется, когда мы сделаем ключи. Моделирование ключей из счетных палочек.
Посмотрите на замок. У замка есть замочная скважина. На какую линию она похожа? (ответы)
Объединитесь в 2 группы и сделайте их счётных палочек такой ключ, чтоб он совпадал с замочной скважиной. Воспитатель помогает детям объединиться в подгруппы для работы со счетными палочками, поддерживает, поощряет.
Как проверить подойдёт ли ключ к замку? (ответы)
Дети накладывают замок на ключ, проверяют, совпадают ли линии.
Молодцы! Все справились. Карандаш тоже вас хвалит.
3. Пальчиковая игра «Замок».
На двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Замок открылся!
4. Д/игра «Поймай мышку».
А вот и дома, в которые нужно поселить разные линии. Ой! Сколько здесь мышей! Наверное, поэтому все линии разбежались. Давайте их переловим.
На карточках нарисованы разные мышеловки. Они похожи на линии. Нужно выбрать карточку с такой линией, чтобы мышка не убежала.
Выбирайте карточки.
Посмотрите друг у друга и расскажите, все ли справились с заданием?
Молодцы! Карандаш очень доволен, что в его стране теперь нет мышей.
5. Д/и «Рассели линии по домам».
Нужно расселить линии по домам.
На каждом доме есть линия, это адрес.
Выберите любую карточку с линией, расскажите как она называется и положите в тот дом, в котором она живет. (ответы детей)
Справились! Молодцы!
Пора возвращаться в детский сад.
1-2 – покружись,
В детский сад опять вернись.
VI. Итог.
Вот мы и в детском саду.
- Кто нас просил о помощи? Кому мы захотели помочь? (ответы)
- Как вы думаете, мы помогли Карандашу расселить линии? (ответы)
- Что нам помогло справиться с этим заданием? (ответы)
- С какой новой линией мы сегодня познакомились? С замкнутой.
- В какие игры мы играли?
Молодцы, мы смогли помочь Карандашу, потому, что познакомились с замкнутой линией, и Карандаш благодарит вас и дарит вам подарки – цветные карандаши.
Используемая литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л. Г. Петерсон. Издательство «Цветной мир» 2012,
"Раз ступенька, два ступенька" Л. Г. Петерсон. Москва 2012.