Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Внутри, снаружи» (старшая группа)
Образовательная область : познание.
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет).
Тема: «Внутри, снаружи».
Основные цели: формировать представления детей о понятиях внутри и снаружи, учить правильно применять эти понятия на практике, способствовать развитию познавательного интереса и любознательности, воспитывать навыки общения, умение действовать сообща.
Публикация «Образовательная ситуация „Внутри, снаружи“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Дидактические материалы: пазл «самолёт», карточки с изображением героев мультфильмов (небольшого размера на каждого ребёнка, домик Нюши, набор предметов: дерево, машина, забор, часы, зеркало, диван, часы, телевизор, игрушка Сова, набор карточек с изображением героев мультфильмов на каждого ребёнка, фломастеры на каждого ребёнка по одной штуке, коробочки на каждого ребёнка, муляжи конфет на каждого ребёнка по 5 штук, поднос 1 на всех, запись музыки, сигнал «скайп», ноутбук, экран.
Оборудование: ноутбук, экран
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, общение, познавательная деятельность.
В первой части- введение в игровую ситуацию- были созданы условия, сюрпризный момент, который позволил вызвать у детей внутреннюю потребность включения в игровую деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей - знание мультфильма «Смешарики» и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Смешарикам?», «Сможете?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей со сказкой, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) -познакомить детей с понятиями внутри и снаружи на этом этапе не озвучивается.
Во второй части- актуализация знаний и умений- были выбраны приёмы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Закреплялись знания детей о видах транспорта через игру «Построй транспорт». Дети собирали пазл, называли и показывали транспорт, который у них получился. Выбор формы работы обеспечил актуализацию их опыта, ЗУН достаточны для «открытия» нового знания.
В третьей части было создано затруднение «Посади пассажиров в самолёт» как сказать по-другому, где находятся все пассажиры? Дети предлагали свои варианты, но правильного ответа не было, это привело к открытию «нового знания»
Наличие вопроса «почему не смогли?» ориентировало детей на выявление и фиксацию в речи причины затруднения. На этом этапе особое внимание уделялось активизации в речи детей новых понятий «внутри и снаружи».
В четвёртой части - «Открытие» нового знания (внутри, снаружи, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением и назвать где находятся предметы. А понятие "Внутри, снаружи" дается детям как определение новому способу определения места положения предметов.
На следующем этапе - предлагается провести серию игр, с целью включения нового способа счета в систему знаний и умений детей. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, подгрупповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.
На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили достигнуть "детскую" цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: "мы смогли помочь Смешарикам, потому, что научились определять где находятся предметы: внутри и снаружи".
Ход образовательной ситуации:
I. Введение в игровую ситуацию
В- дети, слышите кто-то нам звонит. Чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:
Вот волшебная страна,
Милых, кругленьких зверьков.
Не огромная она
Только в несколько шагов.
Здесь мы всех героев знаем
Круглых, будто шарики,
Как зовут, ребята, их?
Их зовут Смешарики.
В-молодцы, вы правы, Смешарики прислали нам видеописьмо. Хотите прочитаем его?
Д-Да!
В- «Дорогие ребята, посылаем вам игры, поиграйте с нами, узнайте новые слова и вы попадёте в страну Смешариков».
Желаем вам удачи.
В- Хотите попасть в страну Смешариков?
Д- Да! Хотим.
В- Тогда начинаем играть.
II. Актуализация знаний
В- На чём можно добраться до Смешариков?
Д- (на поезде, на машине, на вертолёте и т. д)
В- Пин, главный механик страны Смешариков приготовил для вас игру
«Построй транспорт»
Вам надо собрать пазл и назвать транспорт, на котором мы отправимся к Смешарикам.
В- какой транспорт у вас получился?
Д- У нас получился самолёт.
В- Значит полетим на самолёте. Смотрите как Пин радуется, мы построили самолёт! Обнимемся все вместе.
Д- Обнимаются!
3. Затруднение
В- Дети, с нами полетят и другие пассажиры.
Играем в игру «Посади пассажиров в самолёт»
Нужно каждому взять по одной карточке с изображением пассажира и посадить его в самолёт. (одна карточка остаётся лишней)
В- Дети, можно отправляться в полёт?
Д- Нет. Одному не хватило места.
В- Назовите, где находятся все пассажиры?
Д- Все находятся в самолёте, а не в самолёте, он рядом.
В- А как сказать по- другому? Где находятся пассажиры?
ВОЗНИКАЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ.
4. «Открытие нового знания»
В- Как сказать где находятся все пассажиры?
Д- Дети предлагают свои варианты (в самолёте)
В- А как ещё можно сказать, по- другому? Когда мы зашли уже в самолёт, значит мы где находимся?
Д- Мы ВНУТРИ самолёта.
В- Как сказать про других пассажиров? Где они находятся?
Д- Они находятся СНАРУЖИ
В- правильно все пассажиры находятся внутри самолёта, а один- снаружи.
Выход из затруднения Узнаём, что все пассажиры находятся внутри самолёта, а один-снаружи.
В- Дети вы узнали новые слова: ВНУТРИ и СНАРУЖИ, молодцы!
Значит мы сегодня будем говорить о том, что может находится ВНУТРИ, и что- СНАРУЖИ.
Крикнем громко УРА!
Д- УРА!
Разминка
Самолёт отправляется в полё т:
Накачиваем шины ш-ш-ш
Заводим моторы р-р-р
Полетели у-у-у
И присели с-с-с.
5. Введение знаний в систему знаний.
В- Куда мы прилетели?
Д- Это домик Нюши.
Играем в игру «Путаница»
В- Давайте посмотрим все ли предметы расставлены у Нюши правильно? Какие предметы находятся ВНУТРИ, а какие СНАРУЖИ? Где они должны находиться?
Образец :
В- часы находятся на улице -снаружи. Они не должны быть снаружи, их надо поставить внутри домика. Кто хочет рассказать о другом предмете?
Дети расставляют предметы внутри и снаружи домика, проговаривая свои действия.
В- Давайте посмотрим что у нас получилось? Какие предметы расставлены ВНУТРИ, а какие СНАРУЖИ?
Д- ВНУТРИ домика расставлены : зеркало, диван, кресло, часы, телевизор.
Снаружи домика находятся : дерево, машина, забор…
Д- молодцы, вы правильно расставили предметы внутри и снаружи. Пожмём друг другу руки Кар- Карыч очень рад за вас!
В- Копатыч хочет с вами поиграть в игру «Собираем урожай»
Надо разложить предметы так, чтобы овощи были ВНУТРИ корзинки, а фрукты СНАРУЖИ. Каждый рассказывает только об одном предмете полным предложением.
Образец :
В- картофель- это овощ, он должен находиться внутри корзинки.
Д- Ответы детей (помидор- это овощ, он должен лежать внутри корзинки, груша- это фрукт, она должна лежать снаружи, капуста- это овощ, она должна лежать внутри корзинки, лук- это овощ, он должен лежать внутри корзинки, яблоко- это фрукт, он должен лежать снаружи, банан- это фрукт, он должен лежать снаружи, лимон- это фрукт, он должен лежать снаружи, морковь- это овощ, он должен лежать внутри корзинки)
В- Дети, где находятся все овощи? Где находятся все фрукты?
Д- Фрукты снаружи, а овощи внутри.
В- Молодцы! Давайте высоко подпрыгнем.
Физминутка
Смотрите, Совунья предлагает поиграть с ней в игру «Вот Совунья- Сова»
В- Играем весело, выполняем движения в соответствии со словами.
Вот Совунья- Сова
Очень умная она. (идём с детьми по кругу, взявшись за руки)
Внутри домика сидит, (руки домиком над головой)
Во все стороны глядит. (повороты головой «в домике» вправо- влево)
На дереве высоком, (встали на носочки, руки вверх)
В дупле глубоком. (присели, ноги обхватили руками)
Эй, Совунья, посмотри,
Мы снаружи, ты внутри. (идём с детьми по кругу, взявшись за руки)
В дверь стучимся : тук- тук- тук (стучим ногой в пол)
В гости нас звала, мы тут! (руки к себе согнули и подпрыгнули – руки- вверх)
В- Мне и Совунье понравилось. Вы красиво, дружно выполняли движения в соответствии со словами.
В- Отдохнули?
Д- Да.
Играем в игру «Собери Смешариков»
В- Крош просит собрать всех Смешариков вместе.
В- Посмотрите на карточки, назовите всех Смешариков, назовите всех Фиксиков.
Надо провести линию на картинке так, чтобы все Смешарики были внутри, а Фиксики снаружи.
В- Где Смешарики?
Д- ВНУТРИ.
В- Где Фиксики?
Д- СНАРУЖИ.
В- Проверим: правильно ли дети выполнили задание
У Даши Смешарики внутри, Фиксики- снаружи.
В- Искандер, где на карточке у Маши Смешарики?
Д- У Маши на карточке Смешарики- внутри.
В- Маша, Где на карточке У Егора Фиксики?
Д- У Егора на карточке Фиксики- снаружи.
В- Молодцы, вы правильно расположили Смешариков внутри, а Фиксиков снаружи. Посмотрите Крош рад. Похлопайте в ладоши.
В- Дети, с чем ходят в гости?
Д- с угощением, с тортом, с конфетами…
В- Давайте соберём угощение для Смешариков.
Играем в игру «Приготовь угощение»
Надо взять 5 круглых конфет и положить их внутрь коробочки, потом взять 3 квадратные конфеты и положить их снаружи коробочки.
В- Где круглые конфеты?
Д- Внутри.
В- Где квадратные конфеты?
Д- Снаружи.
В- Вы правильно собрали круглые конфеты внутри коробочки, а квадратные конфеты снаружи. Молодцы! Крикнем УРА!
6. Осмысление.
В- Вот мы и попали в страну Смешариков?
В- Что нам помогло добраться до страны?
Д- Мы играли в разные игры: «Построй транспорт», «Посади пассажиров в самолёт», «Путаница», «Собираем урожай», «Вот Совунья-Сова», «Собери Смешариков», «Приготовь угощение».
В- Вы научились играть и узнали новые слова. Какие слова узнали?
Д- ВНУТРИ и СНАРУЖИ.
В- Кого вы научите новым словам?
Д- Маму, папу….
В- Вы все молодцы, и Смешарики за ваше угощение дарят вам раскраски.
А сейчас, ребята, отправляемся обратно в детский сад. Садимся в самолёт и полетели.
Самолёт отправляется в полё т:
Накачиваем шины ш-ш-ш
Заводим моторы р-р-р
Полетели у-у-у
И присели с-с-с.
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
2. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Институт СДП, 2011.
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2012.
6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
Во время подведения итога были сведены «детская цель» и «взрослая цель», ещё раз в речи зафиксированы новые понятия- внутри, снаружи. У нас была цель- поиграть в разные игры и узнать новые слова. Наличие вопросов «что нам помогло добраться до страны Смешариков» зафиксировали достижение «детской цели»
Мы справились с заданием- ситуация успеха, значима для детей. С детьми проводилась индивидуальная работа. Поддержка и поощрение малоактивных, стеснительных детей. Тема и задачи образовательной ситуации соответствуют программе и возрасту детей.
Игровые ситуации выстроены логично, перед детьми ставились конкретные цели, давался чёткий инструктаж. Дети понимали задания, выполняли их, помогали друг другу, радовались успехам. Поставленные цели выполнены, дети с заданием справились.
Таким образом, структура, технология и содержание образовательной ситуации соответствует дидактической системе технологии деятельностного метода и ФГОС. Образовательная ситуация проведена в игровой форме, дети самостоятельно выполняли задания, делали выводы и простые умозаключения. В ходе образовательной ситуации поддерживала с детьми партнёрские взаимоотношения, участвовала вместе с детьми в играх, старалась задавать вопросы рассуждения- размышления «а как вы думаете?», принимала ответы детей, не отвергая неправильный ответ. Если возникал неправильный ответ, старалась создать проблемную ситуацию и разрешить её без назидания для ребёнка.