Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация «Поможем белочке» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Возрастная группа : Средняя группа
Тема: «Поможем белочке»
Основные цели: Закрепить знания о деревья, учить анализировать объекты природы, выделять существенные признаки, развивать связную речь детей, любознательность, воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Дидактические материалы: Картинки с изображением деревьев : рябина, берёза, осина, ель, сосна, дуб в зимний период.
Публикация «Образовательная ситуация „Поможем белочке“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Оборудование: Макеты деревьев (ели, мольберт, материал для создания сугробов, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация проводится с целью обобщения и закрепления знаний детей о строении и отличительных признаках деревьев в зимнем лесу. Дети учатся быть дружными, работать в команде для достижения общего результата, наблюдать, выдвигать предположения и применять свои знания на практике.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель привлекает внимание детей.
-Ребята вы слышите, кто-то плачет. Кто же это может быть? Наши ребята все улыбаются. Ой, смотрите, белочка сидит и всхлипывает. Может, мы ей чем-то сможем помочь? Давайте узнаем, почему она грустит.
(Дети задают белочке вопросы, например, что случилось? почему ты плачешь? почему ты такая грустная)
Белочка рассказывает свою историю.
-Ребята, в один зимний солнечный денёк я выпрыгнула из своего домика, который находится на дубе, и решила погулять. Прыгала с веточки на веточку, с деревца на деревце, резвилась со своими подружками – белками, а потом оглянулась и поняла что заблудилась. Все деревья укрыты снегом и очень похожи друг на друга. И как мне вернуться домой я не знаю.
-Что же нам делать? Как быть?
(Дети предлагают свою помощь : отнести белочку в лес, нарисовать план и т. д.)
-Ребята, я с вами согласна, надо обязательно помочь Белочке найти её домик? Справимся?
(Справимся)
2. Актуализация
-Ребята, а как же мы с вами будем искать домик Белочки?
(Надо отправиться в лес и найти дерево, на котором живёт Белочка)
-А как же нам добраться до леса?
(Дети перечисляют различные виды транспорта и способы передвижения)
-Молодцы ребята. А пока мы с вами решали, на чём будем добираться до леса, за нами приехал автобус. Занимайте свои места и отправляемся в путь. Но прежде чем отправиться в зимний лес, вспомним правила поведения в зимнем лесу.
(Не шуметь, далеко не отходить друг от друга, не толкаться, следить, чтобы никто не потерялся)
-Все правильно, в путь!
Музыкальная игра «Автобус».
-Вот мы и приехали.
-Ой, ребята, посмотрите, какая кругом красота. Лес выглядит сказочно. Сколько вокруг деревьев. Одни дремлют под снежным покрывалом, другие одеты в снежные шубки. И где-то здесь находится домик белочки. Только где же он?
(Дети осматриваются, не видя домика, предлагают отправиться на поиски)
-На каком дереве находится домик белочки?
(На дубе)
-Все правильно. Значит, мы должны найти дерево – дуб.
3. Затруднение в ситуации
-Только как это сделать? Посмотрите вокруг. Что вы замечаете?
(Все деревья в снегу, очень похожи друг на друга)
-Очень легко отличить одно дерево от другого, когда на нем есть листья. А зимой, когда их нет, как же можно отличить деревья?
(Зимой листьев нет и поэтому деревья можно различать по стволу, веткам и по плодам)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
-Что нам нужно сделать, чтобы найти нужное дерево.
(Вспомнить, из каких частей состоит дерево)
-Все деревья имеют корень, ствол, ветви. Что же мы будем делать, как мы будем узнавать деревья?
( Внимательно рассматривать дерево и находить отличительные признаки: цвет ствола, ветви, плоды, если есть)
Игра «Узнай дерево».
(По одному из признаков (ствол, ветви, плоды, дети узнают дерево)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
-Ребята, посмотрите, что это за огонёк вдалеке горит. Давайте подойдём и посмотрим. Какое это дерево?
(Это дерево – рябина)
-А как вы догадались?
(На ветках висят яркие красные ягоды.)
-А у меня есть один сюрприз: красивое стихотворение про рябину?
(Ребёнок читает стихотворение)
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины
И вокруг морозом веет
Ярко ягода алеет.
-И правда ребята, ягоды рябины видны издалека, и ствол у рябины тонкий. Но домика Белочки здесь нет, так что отправляемся дальше.
-Смотрите, впереди какая красавица стоит. Вся в серебристой шубке. Кто уже догадался, что это за дерево?
(Это берёза)
-А как же мы узнали, что это берёза?
(У этого дерева белый ствол с чёрными полосками, и тонкие ветви свисают вниз)
-Ребята, а вы знаете, как называют берёзу за её белый ствол?
(Белоствольная)
-Многие поэты писали о берёзе, одно из них мы с вами вспомним.
(Ребёнок читает стихотворение)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
-Очень красивое стихотворение. Посмотрите внимательно, есть ли на этом дереве домик Белочки?
(Нет)
-Тогда идём дальше.
(Воспитатель и дети, передвигаясь по группе, имитируют движения: идут по сугробам, перешагивают через поваленные деревья, подлезают под опущенными ветвями)
-Ребята, смотрите, лесное озеро. А что это за дерево на берегу?
(Это ива)
-И как вы узнали это дерево?
(Ива растёт у воды, её тонкие длинные ветки свисают до земли, ствол серебристый)
-Ребята, давайте мы с вами попробуем показать, как свисают ветки ивы.
-В народе иву называют «плакучей», потому что с листочков стекают капельки похожие на слёзы.
Давайте и про иву мы тоже расскажем стихотворение.
В поймах рек, вблизи болот,
У озёр она растёт.
Без воды ей очень туго.
Так и тянет их друг к другу.
У него печальный вид.
Над водой склонясь стоит.
И полезно, и красиво.
Ну, а имя носит Ива.
-На этом дереве тоже нет домика. Тогда надо поспешить, а то Белочка замёрзнет. И мы тоже погреемся, поиграем в снежки, попрыгаем, чтобы согреть ножки, похлопаем в ладошки, чтобы согрелись руки. А теперь в путь.
-Ой, смотрите, какие – то деревья зелёные стоят. Что за чудеса в зимнем лесу?
(Это ели и сосны. У них вместо листьев – иголки, они осенью не опадают.)
-Как же называются такие деревья?
(Хвойные, а иголки называют - хвоей).
-А давайте с вами поиграем и Белочку с собой позовём.
Игра с движениями.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим и на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной и вздымает снега тучу. (Дети машут руками.)
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Но утихла злая вьюга, белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся.
-Но нам ещё рано возвращаться домой. На этих деревьях тоже не видно домика Белочки. Продолжаем поиски. Смотрите, там стоит какой-то великан.
-Что же это за могучее дерево?
(Это дуб, ствол у дуба крепкий, толстый, ветви отходят в разные стороны)
-Про это дерево мы тоже знаем стихотворение (ребёнок читает стихотворение)
Задевая тучи
Головой седою,
Дуб стоит могучий
С думой вековою.
Буря птицей черной
Вдруг засвищет в кроне,
Дуб стоит спокойный,
Словно царь в короне.
(Дети замечают на стволе дерева дупло)
-Белочка, смотри ребята нашли твой домик. Он находится на дубе. Так что надеемся, что ты больше не потеряешься.
-Ребята, в награду Белочка приготовила вам целую корзину желудей для поделок.
-Спасибо тебе, Белочка, за подарки, а мы возвращаемся в детский сад.
(Белочка прощается и благодарит детей за помощь)
6. Осмысление
-Ребята, где мы с вами были?
(В зимнем лесу)
-Чем занимались в лесу?
(Гуляли, узнавали деревья, играли, искали дуб и т. д.)
-Удалось нам помочь Белочке?
(Да)
-Что нам помогло в нашем путешествии?
(Наша дружба, наши знания и т. д.)
-О чем бы хотелось рассказать дома?
(Как помогли белочке, нашли дупло, играли в снежки, ходили по сугробами т. д.)
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Образовательная ситуация проводится в рамках реализации раздела «Ознакомление с природой» образовательной программы «Развитие» (ОО «Познавательное развитие»). Предлагаемая ситуация является модификацией Занятия №8 «Зима. Изменения в жизни растений» программы. Деятельность детей происходит в игровой форме, построена в соответствие с технологией «Ситуация». Педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям.