Елена Ларина
Образовательная деятельность по познавательному развитию «Эта удивительная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о соли и ее свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные :
-систематизировать представления о соли и ее свойствах,
-углублять представления детей о неживой природе, видеть многообразие мира в системе взаимозависимостей и формировать умение сопоставлять факты и выводы из рассуждений
Развивающие :
Развивать у детей умение действовать по алгоритму,
Публикация «Образовательная деятельность по познавательному развитию „Эта удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
-развивать познавательную активность, любознательность, умение сравнивать, анализировать,обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность и активность, умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и активность;
-воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость от опытов, открытий.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, лепбук «Соль», цветные мешочки, лупы,стаканы с водой, баночки большие и маленькие с солью, тарелочки, пробирки с маслом, пробирки с красителем, с водой по количеству детей, баночки со льдом по две штуки на ребенка, небольшие кусочки огурца на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности
Групповой сбор
Дети находятся в игровых центрах. Воспитатель звонит в колокольчик, дети подходят к нему. «Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и пожелаем им доброго утра и поделимся с ними своей улыбкой.
Ребенок: «Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом
Напомнить вам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром»
Воспитатель предлагает детям присесть на подушечки, беседует с детьми о том, что интересного они видели по дороге в детский сад, что интересного произошло у них дома. Воспитатель говорит:
-А я вчера была в музее соли. И видела там много интересного.
А вы хотите узнать про соль?
-А как это можно сделать? Дети отвечают (узнать из книг, спросить у взрослых, которые много знают, из интернета, сделать опыты и убедиться самим).
-Я вам предлагаю посмотреть презентацию про соль. Показ презентации сопровождается рассказом воспитателя.
-Соль издавна была на почетном месте. Свое уважение к соли люди выразили в пословицах и поговорках.
-А вы знаете пословицы и поговорки? Дети называют.
-Ребята, представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию.
-А кто работает в лаборатории? Кто такие исследователи?
-Чем они занимаются?
-Ребята, а вы хотите быть настоящими исследователями. Тогда я вас приглашаю в лабораторию.
Но для этого надо надеть специальную одежду (дети надевают халаты и шапочки). Вспоминаем с детьми правила поведения в лаборатории (не шуметь-не мешать другим детям, очень осторожно обращаться с предметами и веществами, не подносить близко к глазам рассматриваемые предметы и вещества, внимательно следить за результатами опытов).
-Проходит, занимайте свои места. Объектом нашего исследования будет соль.
Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.
Предлагаю начать наше исследование: «Возьмите ложечкой соль и насыпьте на тарелочку. Рассмотрите соль с помощью лупы. Легко ли сыплется соль? Пересыпайте соль из ладошки в ладошку, из одной емкости в другую.
Что вы наблюдаете?
Сделайте вывод. (Соль белого цвета, без запаха, сыпучая, состоит из частиц, кристалликов,кристаллики не скреплены между собой, они разные по форме и размеру,похожи на снег, льдинки, бриллиантики)
-Добавьте немножко воды и посмотрите, что произойдет (соль стала сырая, вода впиталась в соль)
Вывод: Соль-сыпучее вещество, отдельные кристаллики или крупинки не скреплены между собой, потому что в них есть воздух. Добавили воды. А куда исчезла вода? Она забралась в соль и уютно устроилась между кристалликами, вытеснив оттуда соль. И соль уже не сыпучая
Далее дети проводят другие опыты с солью : добавляют много воды в соль и перемешивают. Делают вывод: соль растворилась.
Следующий опыт – дети соль сыпят на цветные кубики льда и наблюдают за появлением воды на поверхности. Вывод: при смешивании льда с солью, лед начинает таять,превращаясь в жидкую кашицу. Это свойство используют для очистки дорог и тротуаров от снега и льда.
Опыт: на кусочек огурца посыпают соль. Вывод: вода не только впитывает воду, но и выталкивает жидкость на поверхность.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
-Ребята, пришло время научного доклада. Давайте выберем докладчика. Докладчик, используя лэпбук, рассказывает о соли то, что он запомнил. Ему помогают другие дети, дополняя, исправляя его.
Приходит в гости профессор: «Вы,ребята,молодцы. У вас настоящая лаборатория. Да и вы настоящие исследователи. За это я вас награждаю медалями. Вручает им медали «Юный исследователь».