Татьяна Челоксаева
Конспект НОД «Эта удивительная соль» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы
Воспитатели: Челоксаева Татьяна Степановна,
Пепеляева Анастасия Алексеевна
МБДОУ «ЦРР-ДС «Дельфин»,
г. Абаза.
Тема: "Эта удивительная соль"
Форма проведения: опытно - экспериментальная деятельность с элементами творческой деятельности.
Цель: создание условий для развития навыков опытно-экспериментальной и творческой деятельности с солью.
Публикация «Конспект НОД „Эта удивительная соль“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи по образовательным областям:
Создать условия для расширения представлений детей о свойствах соли через опытно-экспериментальную деятельность (познавательное развитие).
Способствовать развитию поисковой активности детей (познавательное развитие).
Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).
Способствовать развитию мелкой моторики (физическое развитие)
Обеспечить условия для стимулирования творческой активности (художественно-эстетическое развитие).
Задачи по созданию условий социальной ситуации развития:
Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов.
Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками.
Создать условия для выражения детьми своего мнения
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий о соли, беседа: «Как добывают соль», выращивание соляных кристаллов, окрашивание соли, проведение цикла опытов.
Материалы и оборудование: вареный картофель, стаканы с водой (20 шт., соль, кубики льда, чайные ложки по количеству детей, сырые яйца (20шт., свеча, цветные мелки, белый картон, цветное тесто, трафареты, клей, смайлики синего и красного цвета.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Пояснительная записка
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму,
(китайская пословица)
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживания.
"Люди, научившиеся наблюдениям, опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. "
К. Е. Темирязев.
Эти постулаты явились для нас ориентирами в построении НОД. Оригинальность деятельности заключается в комплексном применении имеющегося у детей опыта и экспериментирования - как носителя новых представлений. Мы применили проблемные методы: эксперименты, проблемные вопросы и ситуации, старались, чтобы дети не только провели интересный опыт, но и ответили для себя, в первую очередь на вопросы «Почему?». Эта идея, конечно, соответствует целевым ориентирам дошкольного образования, так как мы не даём набор готовых знаний, а пробуждаем в ребенке бурно развивающееся критическое мышление и жизненный опыт. НОД вполне соответствует возрастным особенностям детей не только по содержанию и времени его проведения, но и по нацеленности на развитие определённых психических процессов. В разных видах деятельности нами были созданы условия для взаимодействия детей друг с другом. При организации опытно-экспериментальной деятельности дети могут совещаться друг с другом, помогать своему товарищу в проведении опытов. При организации продуктивной деятельности дети имеют возможность свободно подходить к столам и выбирать задания и материалы по своему желанию, при этом активно помогать друг другу.
В ходе образовательной деятельности нами создаются проблемные ситуации «Где встречается соль в природе? Как добыть соль из воды? В какой воде яйцо утонет, а в какой нет? Как можно окрасить соль и др. Проблемные вопросы задаются детям на протяжении всей образовательной деятельности. С помощью таких вопросов мы стимулируем речевую активность детей, развиваем познавательную активность, инициативу, творческое мышление. Всё занятие построено на вербальном и невербальном общении, которое мы активно поддерживаем.
На занятии мы также развиваем самостоятельность детей. Они сами выполняют опыты, делают выводы, строят суждения.
Для организации НОД нами были использованы все ресурсы предметно -пространственной среды.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
Форма организации: дети входят в группу и здороваются с гостями.
Воспитатель (В.) Ребята, я принесла вам попробовать что - то съедобное, что лежит на
разносе.
- Закройте глаза, и попробуйте то, что я вам дам (детям предлагают съесть кусочек несолёной картошки). Дети открывают глаза и говорят, что они попробовали.
- А сейчас я попрошу вас вновь закрыть глаза и ещё раз что - то попробовать (аналогично первой ситуации, только пробуют картофель солёный). Дети открывают глаза и говорят, что они попробовали.
- Скажите, пожалуйста, чем отличается и что общего у этих двух кусочков? А какой вам понравился больше - соленый картофель или пресный? (Ответы детей). Посмотрите, как меняется вкус пищи, если в нее добавить немного соли. Ребята, а что вы уже знаете о соли? (Дети по очереди рассказывают о свойствах соли, дополняя друг друга).
Дети. Она белая, сыпучая, соленая, бывает крупной и мелкой, ее используют не только в пищу, но и в лечебных целях.
В. А что можно лечить солью? (Полоскать горло, промывать нос, делать компрессы на уши).
В. А еще соль-волшебница. Хотите узнать почему?
Давайте мы с вами превратимся в ученых-исследователей. А как вы думаете, кто такие ученые-исследователи?
Д: Ученый-исследователь изучает, исследует различные материалы и явления.
Основная часть
В. Я вам предлагаю пройти в нашу исследовательскую лабораторию и сделать первый опыт.
1 опыт.
В. Берем 2 стакана с пресной водой, в один из стаканов добавляем 1 чайную ложку соли и размешиваем. Вода изменила цвет? Дети высказывают предположения. А давайте попробуем ее на вкус. Пробуем на вкус воду из второго стакана.
Вывод : при добавлении соли вода меняет вкус, но цвет остается тот же.
2 опыт.
В. Ребята, в стакан с соленой водой добавьте, пожалуйста, 1 ложку соли, размешайте. А теперь в стакан с пресной водой опустите яйцо. Что произошло с яйцом в пресной воде? (Оно утонуло) А теперь опустите второе яйцо в стакан с соленой водой. Что произошло с яйцом? (Оно сначала утонуло, а потом всплыло вверх.)
Вывод: в соленой воде яйцо не тонет, значит, соль сильная и выталкивает предметы.
3 опыт.
В. Перед вами лежат 2 кусочка льда. Давайте его потрогаем. Какой он на ощупь? А лед это что такое? (Замороженная вода). Давайте проведем с ним опыт. На один из кусочков льда насыплем чайную ложку соли. Как вы думаете, как соль повлияет на лёд? Посмотрим, что с ними произойдет? Этот опыт требует времени, мы вернемся к нему в конце занятия и посмотрим, какой же лед растаял быстрее: с солью или без соли.
4 опыт: выпаривание
В. Ребята, а где больше всего соленой воды в природе? (В морях, океанах).
А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).
Хотите, покажу? Подходите ко мне. Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).
Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль.
5 опыт: разноцветная радуга
В. А сейчас мы с вами сделаем разноцветную радугу. Высыпите на белый картон чайную ложку соли. Возьмите цветной мелок и покатайте его по соли. Что произойдет?
Вывод: мелок выкрасил соль в определенный цвет.
В: ребята, из цветной соли можно сделать поделки, поэтому соль мы сохраним для творчества.
Физминутка: «Море волнуется»
Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
на месте акула замри! (капитан, морская звезда, медуза)
В. Молодцы, ребята. Мы с вами много узнали о свойствах соли. А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую, где нас ждет хозяйка этой мастерской. Давайте с ней поздороваемся.
Хозяйка (X.). Здравствуйте, ребята, мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь мы будем делать поделки из соленого теста и аппликацию из соли. Посмотрите, на этом столе лежит тесто разных цветов. Здесь мы будем лепить те продукты, которые можно посолить. А какие продукты можно посолить? (Огурцы, помидоры, рыбу, картошку и др.)
А за другим столом мы будем делать аппликацию из соли. Для вас заготовлены специальные трафареты с несколькими видами деревьев. Скоро зима, и деревья покроются снегом. А роль снега на нашей картине сегодня выполнит соль. Вы можете выбрать любое понравившееся вам дерево. Намазываем клеем крону дерева и засыпаем солью. Остатки соли стрясаем на картон.
А теперь предлагаю вам выбрать занятие по душе и занять соответствующий стол. Одна группа будет лепить из соленого теста, а другая делать аппликацию из соли. Проходите за столы.
(Выполнение работы детьми, воспитатель оказывает консультационную помощь).
Готовые работы ребята располагают на общем столе и демонстрируют друг другу.
Заключительная часть.
В. Итог: ребята, на этом наше занятие подошло к концу. О чем сегодня вечером вы расскажете своим родителям? Какие опыты вы сможете провести сами? Что вам не очень понравилось?
В. Ребята, которым сегодня было сложно на занятии, возьмите синий смайлик, а ребята, кому все было легко-красный.