Мария Поташникова
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Эта удивительная капелька».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию на тему
«Эта удивительная капелька».
Предварительная работа: рассматривание совместно с детьми иллюстраций на тему воды, беседы о том, что такое лаборатория, разучивание стихотворений на тему воды (работа с родителями).
Цель НОД: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи НОД:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Эта удивительная капелька“,» размещена в разделах
• Формирование познавательных действий; развивать у воспитанников умения и навыки познавательно-исследовательской деятельности : наблюдать, анализировать ситуацию, делать выводы; строить речевые высказывания, умозаключения; учить детей находить ответы на вопросы при помощи практических действий - опытов;
• Формирование первичных представлений об окружающем мире (воде); познакомить детей с основными свойствами воды: бесцветность, текучесть, вкуса и запаха;
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
• Обогащение активного словаря, развитие речи, мышления, произвольного внимания, любознательности;
• Развитие коммуникативных навыков, организуя общение детей и взрослого; интерес к совместной деятельности;
• Воспитание личностных качеств ребенка: познавательную активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к воде;
• Развитие познавательной мотивации к практической деятельности.
Оборудование и материалы: ИКТ, презентация, аудиозапись звуков воды, вода, коробка с гуашью, чай или молоко, дид. игра «Кому и зачем нужна вода?», медали «Капли воды».
Раздаточный материал: стаканы с питьевой водой для опытно - экспериментальной деятельности, салфетки, ложки на каждого ребенка.
Ход НОД.
СЛАЙД 1
Дети встают в круг, и проводится коммуникативная игра «Здравствуйте».
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день».
Воспитатель (В) : Ребята, послушайте, что это за звук? Может кто этот звук узнает? Может слышал где-то (звучит аудиозапись капающей воды).
Дети отвечают, что это капает вода.
В: Правильно ребята, это капает вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде…
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
В: Ребята, а где еще вы видели воду? Где еще она вам встречалась?
Ответы детей.
В: А вы, ребята, ведь вы не просо так слышали звук капающей воды… это к нам в гости пришла, догадаетесь кто? К нам пришла Капелька. Посмотрите какая она маленькая и красивая… Вы знаете, наша капелька такая путешественница. Хотите посмотреть и послушать сказку о том, где же побывала? Тогда садитесь на стульчики, смотрите внимательно и запоминайте.
Воспитатель показывает сказку – презентацию «Круговорот воды в природе», которую сопровождает слайдами:
СЛАЙД 2
Жила на небе мама Тучка и были у неё дочки и сыночки – маленькие капельки. И вот однажды захотели капельки отправиться на землю, познакомиться с травой, деревьями, животными…
СЛАЙД 3
… и пролились капельки на землю дождем. На земле они были очень радостные и веселые. Они прыгали кто где хочет и поливали цветы, деревья, траву. Но стало капелькам скучно скакать по одной и тогда…
СЛАЙД 4
… объединились они в ручей. Ручей бежал по поляне весело журча, а вместе в ним, друг за другом текли наши капельки. Затем…
СЛАЙД 5
… ручей попал в прохладную и быструю реку. А капельки все так же весело текли вместе, пока не встретились они…
СЛАЙД 6
… в большом море (нашем Балтийском). И там капельки обрадовались еще больше, стали плясать и водить хоровод. Но, вскоре, маленькие капельки заскучали по маме Тучке, и задумались, как же им вернуться на небо. И тут…
СЛАЙД 7
… выглянуло Солнце и сказало капелькам, что поможет им. Солнце стало греть и маленькие капельки, протянув свои ручки к солнышку, начали испаряться и вернулись на небо к маме Тучке.
СЛАЙД 8
В: Вот такая увлекательная история. Давайте с вами вспомним: где сначала жила капелька? Как капельки попали на землю? Где встретились с другими капельками (что сначала, что потом? Кто помог капелькам вернуться к маме Тучке?
В: Ребята, скажите, пожалуйста, зачем нам нужна вода?
Дети высказывают свои предположения.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вас заверить я
Без воды никак нельзя.
В: А давайте попробуем выяснить, кому же еще и зачем нужна вода? Мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Кому и зачем нужна вода?»
Ход игры: Вместе с воспитателем дети подходят к столу с перевернутыми карточками. На карточках изображены: человек, жук, гриб, дерево, рыба, стул, слон, цветок и птица. Дети выбирают себе карточку. Воспитатель показывает примерный ответ: Вода нужна (изображение на картинке, для того чтобы… Затем прикрепляет изображение на магнитную доску.
Дети выполняют задание.
Получается панно: капелька воды, а вокруг картинки.
В: Ребята, а хотите еще больше узнать о воде, и о ее свойствах, как настоящие ученые? Помните, я давала вам задание узнать, что же такое «лаборатория»?
Дети высказывают предположения. В ходе беседы можно узнать, откуда ребенок знает, что такое лаборатория? Кто помог ему узнать?
СЛАЙД 9
В: Раз мы с вами выяснили, что же такое «лаборатория», тогда можно в ней и поработать. Но сначала давайте Андрей нам расскажет: какие правила следует соблюдать в лаборатории?
В лаборатории будьте очень внимательны.
Опыты делайте очень старательно.
Мы изучаем здесь свойства веществ,
Нового много узнаем мы здесь.
Свойства воды мы сегодня изучим,
Новые знания здесь мы получим.
Дети подходят к столам.
В: Добро пожаловать в нашу лабораторию. Давайте перед началом работы разомнем руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
Ой, вода, вода, вода,
Будем чистыми всегда.
Брызги вправо, брызги влево
Мокрым стало наше тело.
Полотенчиком душистым
Мы протремся чисто, чисто.
В: Итак, начнем, коллеги – ученые.
Опыт№1 «Вода – это жидкость».
В: Ребята, возьмите стаканы с желтым кругом и попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Получается? Что делает вода?
Подчеркнуть, что вода течет, журчит, переливается из стакана в стакан. Значит, вода – это жидкость.
Воспитатель ставит соответствующую картинку на магнитную доску, проговорив вместе с детьми вывод.
Опыт №2. «У воды нет запаха».
В: Теперь предлагаю вам определить есть ли запах у воды. Понюхайте, пожалуйста, воду в ваших стаканах. Есть или нет запах у воды?
Если дети говорят, что запах есть, предложить им понюхать лимон, а затем снова предложить проверить есть ли запах у воды. Выслушать ответы детей, что у воды нет запаха.
Воспитатель ставит соответствующую картинку на магнитную доску, проговорив вместе с детьми вывод.
Опыт №3. «У воды нет цвета».
В: Возьмите, пожалуйста, стаканы с зеленым кругом. Посмотрите внимательно на воду. Как вы считаете, у воды есть цвет?
Если дети называют какой либо цвет, можно предложить им баночки с гуашью для сравнения. Сделать вывод, что у воды нет цвета.
Воспитатель ставит соответствующую картинку на магнитную доску, проговорив вместе с детьми вывод.
Опыт №4. «У воды нет вкуса»
В: А теперь, предлагаю вам определить, какая же вода на вкус? Для этого мы попробуем воду.
Если дети затрудняются, то предложить им попить молока или чаю. Выслушать ответы детей.
Воспитатель ставит соответствующую картинку на магнитную доску, проговорив вместе с детьми вывод.
В: Итак, ребята, давайте повторим с вами какие открытия мы сделали? Что мы теперь знаем о воде?
Ориентируясь на карточки на магнитной доске, повторить все выводы вместе с детьми.
В: Позже мы с вами вернемся в нашу лабораторию для того чтоб еще изучить свойства воды, а так же мы можем изучить здесь свойства песка, воздуха и еще каких-нибудь других веществ. Ну, а пока, что-то мы засиделись в нашей лаборатории, пора нам немного размяться.
Проводится физ. минутка «Море».
Море очень широко,
Море очень глубоко.
В море рыбки есть, друзья,
А вот воду пить нельзя.
Дети возвращаются на стулья.
Проводится игра ТРИЗ.
Ход игры: Ребята, а как вы думаете: Что будет с растениями и животными, если дождь будет идти много, много дней? Что будет, если вся вода закончится?
Дети высказывают свои предположения.
Ручей засох, родник иссяк.
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря
А то пройдет немного лет
Ну а водицы – нет, нет, нет.
В: Ребята, действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Хотите узнать, что случилось однажды, когда люди перестали беречь воду?
СЛАЙД 10
Мультфильм «Берегите воду».
СЛАЙД 1
В: Понравилось вам наше занятие? Что нового узнали? Где были? Чем запомнилось?
Дети подводят итог.
В: Ребята, наша гостья Капелька благодарит вас зато, что вы столько всего знаете о воде, сделали столько опытов, чтоб изучить воду. Капелька еще будет ждать вас в лаборатории, чтоб вы сделали немало открытий. А сейчас, и она хочет подарить вам небольшое напоминание о том, что воду надо беречь.
Раздаются медали с изображением Капли воды.