Татьяна Рыжкова
«Соль». Образовательная деятельность по познанию с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по познанию с экспериментированием.
Тема «Соль».
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о происхождении соли в природе (сжигание растений, из солевых озёр, добыча соли из шахты).
2. Дать понятие о месторождениях соли и использовании геральдики в названиях городов (Соликамск, Сольвычегодск, Солигалич).
3. Познакомить со свойствами и способами её использования в быту (в пище, в засолке, в консервации, в медицине).
4. Закрепить знания детей о нормах использования соли в пищу, о её пользе и вреде.
Публикация «„Соль“, Образовательная деятельность по познанию с элементами экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
5. Дать понятие «кристалл», его форме и размере.
6. Продолжать опытно-исследовательскую работу с сыпучими веществами с использованием микроскопов.
7. Опытным путём выявить способность соли приобретать разный цвет.
8. Воспитывать стремление здоровому образу жизни, развивать любознательность, интерес к окружающему миру, умение применять полученные знания на практике.
Демонстрационный материал: миски с веществами (соль, крахмал, сахар, теневой театр, фильм о соли, схема «Использование соли в быту», гербы солевых месторождений, кристаллы соли.
Раздаточный материал: микроскопы, краски, кисти, пяльцы с тканью, салфетки, баночки для воды, соль.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Как вы думаете, что это?
Как назвать одним словом?
Одним словом это вещество.
Где они используются? (в питании, еде)
Сегодня мы поговорим о веществе, которое называется соль. Существует множество сказок и легенд, которые вы знаете, а я вам расскажу ещё одну легенду о соли. Усаживайся поудобней, слушайте,
2. Легенда о соли.
В далёкие годы около гора жил богатый князь. И была у него единственная красавица дочь, обладавшая необычно светлым умом и прекрасным характером. Наблюдая за дочерью, радуясь её красоте, мечтал князь отдать её в жёны богатому’ жениху. И стали к замку приезжать и свататься богатые соседи. Но князь не торопился, ожидая сватов побогаче.
Однажды гуляла дочь князя возле стен замка и случайно встретилась с юношей. Юноша и девушка полюбили друг друга. Стой поры они тайно стали встречаться, клялись друг другу в любви, мечтали создать счастливую семью.
Как-то девушка прибежала к любимому и сообщила печальную весть, что отец решил отдать её за богатого старого соседа. Верный своей любви юноша помчался к замку. Войдя в замок, бедный юноша стал умолять князя отдать ему дочь в жёны. Князь рассвирепел и приказал жестоко наказать юношу. Юноша вскоре скончался. Девушка в глубокой скорби и в отчаянии убежала к оврагу, к горе, и стала плакать. Она так долго плакала, что от её слёз потёк ручей. Слёзы заполнили низину, образовалось солёное озеро, из которого люди стали добывать соль. Говорят, что и поныне, в сильный ветер над тем озером слышен плач девушки о несостоявшейся любви.
Вопросы по содержанию.
Ребята, понравилось вам легенда? О чём она?
3. Просмотр фильма о добыче соли с комментарием педагога.
А вы знаете, как добывается соль? Посмотрите сюда (показ фильма с комментарием).
В глубокой древности соль добывали сжиганием растений. Потом добыча соли стала вестись выпариванием из солёной воды. Солёная вода под яркими лучами солнца испарялась и оставалась соль. Затем люди нашли места глубоко под землёй, где было очень много соли. Стали рыть шахты и поднимать соль на поверхность разными способами. В настоящее время в метах, где много соли построены заводы для добычи и обработки соли. Там соль фасуется и поставляется на прилавки магазинов, где мы её приобретаем.
4. Изучение гербов городов, где добывается соль.
Каждое такое месторождение имеет своё название и герб. Это город Солигалич. Город Соликамск. Город Сольвычегодск.
Скажите, что у этих гербов общее? (везде нарисована соль).
Почему в названии всех этих городов звучит соль? (Там находится месторождение соли).
Ребята, а зачем нам нужна соль? В этом вам поможет схема.
РЫБА КАСТРЮЛЯ
ДОРОГА ЧЕЛОВЕК
А вы знаете, ребята, что соль бывает полезной, но ещё она может быть вредной. Большое количество соли может быть смертельной для человека. Соль откладывается на суставах, впоследствии суставы начинают болеть. Соль мешает крови правильно циркулировать по организму. При большом употреблении соли кровь разжижается, и сердце не успевает перекачивать кровь и от этого происходят сбои, начинаются болезни.
Так какой вывод можно сделать?
5. Физминутка.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой.
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и в другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два - назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд.
(Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
(Приседание.)
6. Знакомство с понятием «кристалл».
Ребята, соль состоит из кристаллов. Они бывают разные. Посмотрите, какие кристаллы я вам приготовила. Они большие, крупные. Каждому из вас я приготовила маленькие солевые кристаллики. Подойдите к микроскопу и рассмотрите их.
Саша, что ты видишь? (Ответы детей)
На что они похожи? (Ответы детей)
Так скажите, какой бывает соль? (Соль бывает белая, кристаллическая, солёная,.)
7. Опытно - исследовательская деятельность.
Соль бывает разного цвета. Хотите сделать разноцветную соль?
Подойдите к столам, возьмите кисти, намочите их, обмакните в краску и нанесите полосы разного цвета на ткань. Ткань должна впитать влагу, и мы ей поможем. Сделайте глубокий вдох через нос и медленно выдохнем через рот. Возьмите щепотку соли и рассыпьте по ткани.
Расскажите, что происходит? (Ответы детей.)
Какие красивые, необычные рисунки у вас получились.
Какого цвета у тебя, Маша, соль?
8. Итог занятия.
Расскажите, о чём мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось?
Какие выводы вы для себя сделали?
Что вы сегодня расскажите своим родителям?