Екатерина Сидоренкова
Обобщение педагогического опыта «Нейропсихологический подход в развитии дошкольников»
▼ Скачать
1. Введение
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Нейропсихологический подход в развитии дошкольников“» размещена в разделах
Цель - изучение различных нейропсихологических методик и их применение в логопедической практике продуктивно влияющих на коррекцию речи ребенка
Задачи
1. Проанализировать трудности в обучении детей с речевыми нарушениями.
2. Выявление нейропсихологических приёмов, способствующих динамике в развитии ребёнка.
3. Внедрение нейропсихологических методик способствующих успешному развитию дошкольника.
2. Актуальность
Дошкольное образование развивается с сохранением лучших российских традиций, а так же с поиском новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей. Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, а в частности с логопедией. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, Л. С. Выготского, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман, А. В. Семенович, А. Е. Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема развития ребенка не является изолированной. Речь является средством овладения любой психической операцией. Источниками речевого развития являются : сенсомоторные координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда, сформированные пространственные представления, постоянное активное коммуникативнное взаимодействие ребенка со взрослым окружением.
3. Нейропсохологический подход в развитии ребёнка
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области - нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы. Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной коррекционной работы.
Нейропсихологические упражнения направлены на:
-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
-активизация речи;
-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
Нарушение речи – это видимый признак, за которым скрывается системно-динамическое нарушение организации психических процессов. Нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие (норма, а можно – с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Ведь у каждой психической функции есть своя программа развития. Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Нейропсихологический подход — является здоровьесберегающей и игровой технологией один из методов помощи детям, помогающий преодолеть:
снижение общей работоспособности;
повышенную утомляемость;
рассеянность;
нарушение мыслительной деятельности;
снижение функции внимания и памяти;
несформированность пространственных представлений;
недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
В целом, нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка :
стабилизирует эмоциональный фон;
нормализует самооценку;
помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Исследование произвольной регуляции возможно с использованием известных нейропсихологических проб :
• реципрокных движений рук;
• динамического праксиса;
• праксиса позы пальцев;
• реакции выбора и др.
Нейропсихологическая диагностика базируется на подходе А. Р. Лурия. Основной задачей диагностики является выявление несформированности или рассогласования различных функциональных систем ребенка. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа во взаимодействии с педагогами.
Для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т. к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопедия – наполняет его.
Нередко мы встречаемся с диагнозами: «нарушения письма и чтения», «дефекты счета», «задержка речевого и психического развития», «нарушение навыков письма» или «чтения» и т. д., практической ценности от которых получить невозможно. Восстановительная работа в этом случае также идет от симптома, а не от механизма, причины его возникновения: у ребенка нарушено письмо — учат писать; нарушено называние картинок — учат словам-наименованиям и т. д.
Обследуя ребенка, нужно знать и учитывать современные представления в психологии о генезе, строении и формировании ВПФ у детей. Психические функции, такие как восприятие и память, речь и мышление и др., сложны по своему генезу и строению, их правильное формирование и протекание зависит на психологическом уровне от взаимодействия и взаимовлияния разных уровней в структуре психической функции и от взаимодействия с другими психическими процессами.
1. Почему нарушен тот или иной психический процесс (речь, письмо, чтение и др., т. е. каковы причины и механизмы его возникновения;
2. Что лежит в его основе, с нарушением каких других психических функций связано наблюдаемое нарушение: какова структура дефекта, т. е. на каком уровне психологической и психофизиологической организации функции произошло нарушение, и в каком его звене?
3. С патологией, какой зоны мозга связан наблюдаемый дефект;
4. Как частный дефект связан со всей психической сферой ребенка, его негативное влияние на нее?
При обследовании ребенка необходимо не только обнаружить дефект, но и проверить его динамику особыми методами. С этой целью применяются методы или затрудняющие, или облегчающие выполнение того или другого теста (задания). Это позволит уточнить состояние мозговых зон — их повреждение или дисфункцию, что в свою очередь позволит увидеть возможности и направление реабилитационной работы, позволит увидеть зону ближайшего развития.
Выдвигается ряд требований к процедуре проведения обследования:
1. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, отсутствие шума и посторонних людей, общение легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается — дать образец выполнения.
2. Создание интереса у ребенка к обследованию и материалу (отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка).
3. При выполнении всех двигательных проб необходимо следить за позой ребенка, обращая внимание на напряженность, «зажимы», синкинезий для того, чтобы по возможности помочь ребенку уйти от них.
4. Время проведения большинства проб не ограничено. При наличии ограничения в протоколе и тексте указывается лимит для каждой пробы. Тем не менее, заметки о темпе выполнения проб могут быть полезны для интерпретации результатов.
5. В тех случаях, когда скорость выполнения задания измеряется без помощи секундомера, она оценивается относительно общей скорости реакций ребенка вне ситуации обследования.
6. Все рисуночные (графические) пробы выполняются на отдельных листах бумаги.
7. Создание нормальной речевой среды: исключается излишняя речь исследующего, исследование должно идти на фоне "немногословия" педагога.
8. Логопеду необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:
• гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки;
• полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);
• пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость;
• колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;
• выраженные вегетативные реакции;
• сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»;
• соматические дизритмии, дизэмбриогенетические стигмы и т. п.
В ходе нейропсихологического обследования анализируется состояние кинестетического, пространственного, динамического и орального праксиса, сомато-пространственного, акустического и зрительного, в т. ч. буквенного, гнозиса, слухоречевой памяти, внимания, мышления. Рассматриваются графические навыки, сформированность процессов чтения и письма, счётных операций.
Для оценки состояния кинестетического праксиса используются пробы на воспроизведение и повторение заданных поз.
Сформированность пространственного праксиса исследуется с помощью одно- и двуручных проб Хэда.
Динамический (кинетический) праксис изучается с помощью проб на воспроизведение последовательности действий по показу (например, «кулак-ладонь-ребро», на реципрокную организацию движений (положить кисти рук ладонями вниз, поочередно сжимать в кулак то одну, то другую руку, плавно переключаясь с движения на движение). Также используется графическая проба «Забор».
Для изучения орального праксиса используются артикуляционные упражнения, которые ребё нок должен повторить за логопедом: «Делай как я!»
При исследовании тактильных и соматогностических функций могут быть использованы проба на локализацию прикосновений, проба Тойбера, проба Ферстера, проба «Человечек», проба Сегена.
Состояние зрительного гнозиса может быть оценено по результатом таких проб как:
• Восприятие предметных, реалистических изображений;
• Перечеркнутые изображения;
• Фигуры Поппельрейтера;
• Незавершенные изображения;
• Химерные изображения;
• Описание сюжетных картинок (сюжет картинок подбирается строго в соответствии с возрастом ребёнка).
Также в рамках изучения зрительного гнозиса изучаются лицевой, эмоциональный и цветовой гнозис. Здесь может быть использован Альбом А. В. Семенович.
Для изучения пространственного гнозиса используют пробы «Зеркальные буквы», «Слепые часы», проба Бентона.
Навык копирования оценивается по таким пробам как:
• Тест Денманна.
• Тесты Тейлора и Рея-Остеррица.
• Копирование проекционных изображений.
• Копирование изображений с поворотом на 180°.
При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т. д. Обязательно исследуется восприятие и воспроизведение ритмов, подбор картинок к заданному звуку, подбор картинок со словами-паронимами.
При изучении зрительной памяти используется преимущественно 5 заданий – это запоминание невербальных стимулов, запоминание вербальных стимулов, воспроизведение после интерференции, проба «6 фигур», проба «6 букв». Для исследования слухоречевой памяти применяется «Десятисловка Лурия», повторение автоматизированных рядов и рассказа, запоминание и повторение двух групп по три слова.
Исследование произвольного внимания проводится с использованием таблиц Шульте, устойчивость внимания оценивается с помощью корректурной пробы.
Мыслительные операции оцениваются по результатам следующих проб и заданий:
• Интерпретация содержания сюжетных картинок, понимание морали рассказов, понимание поговорок и метафор;
• Проба «4-й лишний» (предметная и вербальная);
• Простые и сложные аналогии (предметные и вербальные);
• Сравнение понятий;
• Выделение существенных признаков;
• Понимание инвертированных речевых инструкций;
• Тест Кэттела.
При изучении письма важно отметить, что все задания выполняются и правой и левой рукой. Здесь могут быть использованы задания на написание отдельных букв и слогов, слов и словосочетаний, предложений. Обязательным является запись простых слов под диктовку.
Для чтения необходимым является прочтение простых и наложенных букв, прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел, чтение рассказа.
Исследование счета по существу уже оговорено ранее. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, тест Шульте, чтение чисел. Добавляется воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке и серийный счет «100 — 7» и «30— 1 и 2».
Важно отметить, что при проведении чисто нейропсихологического обследования, в обязательном порядке изучается состояние речевых функций, но при диагностике в рамках логопедической деятельности таковая необходимость отпадает, т. к. логопедическая диагностика в таком случае является первичной.
В рамках нейропсихологической коррекции развивающая работа с дошкольниками выстраивается на основных положениях и принципах деятельности, разработанных известными отечественными нейропсихологами – Александром Романовичем Лурия, Львом Семеновичем Выготским:
обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности ребенка в развивающую деятельность;
принцип оптимальности нагрузок;
индивидуально-ориентированный подход.
Эмоциональная вовлеченность реализуется за счет создания климата непринужденности и свободы самовыражения чувств ребенком.
Принцип оптимальности обеспечивается посредством чередования периодов активной (напряженной) работы и расслабления.
Индивидуальный подход предполагает учет актуального уровня развития психических процессов ребенка и особенностей его личности – реакция на успех, на неуспех, уровень самооценки.
Положительный результат опыта был достигнут за счет соблюдения системности и стабильности проведения развивающих занятий с воспитанниками. А также при тесном взаимодействии всех специалистов группы и родителей.
Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
Учитель-логопед координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка. В течение всего учебного года педагогами прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей. Совместно с учителем-логопедом подбираем методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения. Каждый из членов педагогического коллектива нашей группы принимает участие в обследовании ребенка.
Нейропсихологические игры помогают комплексно подготовить нервную систему к новому этапу, школьному обучению, с характерными для него нагрузками.
Нейропсихологический подход, основанная на двигательных методах, включает в себя: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, активизируют работу полушарий головного мозга. На занятиях мы сочетаем дыхательные упражнения с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка, с визуализацией («надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию, «пьем» воздух).
Глазодвигательные упражнения. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения, потому что многие черепные нервы соединяются с глазом. Усложняя упражнения, подключаем к работе глаз движения языка.
Движения тела и пальцев, или телесные упражнения развивают моторику, снимают синкинезии и мышечные зажимы, способствуют обогащению сенсорной информации.
В своей практике нейропсихологические игры и упражнения я применяю как индивидуально, в подгрупповой, так и в групповой форме, основываясь на положениях и принципах деятельности в рамках нейропсихологического подхода :
обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности ребенка в развивающую деятельность за счет создания климата непринужденности и свободы самовыражения чувств ребенком;
принцип оптимальности нагрузок посредством чередования периодов активной (напряженной) работы и расслабления;
индивидуально-ориентированный подход предполагает учет актуального уровня развития психических процессов ребенка и особенностей его личности – реакция на успех, на неуспех, уровень самооценки.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
В индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности со старшими дошкольниками я использую :
1. Кинезиологические пальчиковые дорожки нескольких видов,
2. Звуковые бочонки,
3. Тактильные ёлочные шары,
4. Массажный мяч
5. Балансировочную доску
В подгрупповой логопедической работе практикую:
1. Упражнения с карандашами,
2. Тактильно - звуковой стол (его импровизационные аналоги,
3. Упражнение «Фантики- платочки»
4. Графические упражнения с кофе и бобовыми
5. Нейрологопедические тренажёры.
Физминутки на занятиях всегда задействуют оба полушария головного мозга и приносят двойную пользу.
Как отмечает музыкальный руководитель, систематическое выполнение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия помогают детям легче усваивать темпо - ритмические рисунки, а так же быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой.
Безусловно, классические приёмы создают надёжную основу для продуктивной работы головного мозга. Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.
6. Нейропсихологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
1. Плетем цепочку
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.
«Тает снег, уходит лед,
И на речке – ледоход.
Скоро к нам придет апрель –
С крыш опять польет капель»
2. Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. «Оладушки».
Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
5. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем,который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. Кулак-ладонь.
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
7. Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.
8. Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
9. Горизонтальная восьмерка.
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Заключение
Использование нейропсихологического подхода в педагогике и логопедии помогает:
1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.
2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.
3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.
За период внедрения нейропсихологического подхода в развитие дошкольников детского сада «Колокольчик» он успел зарекомендовать себя как эффективное направление дающие положительные результаты.
Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.