Анна Александровна Калёнова
Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников".
Арт-терапия имеет широкий спектр возможностей в работе с дошкольниками, которые имеют трудности в общении, негативные реакции в поведении или эмоциональные проблемы. Зачастую словесное описание для ребёнка затруднительно, по этому единственными возможными для прояснения и выражения переживаний являются невербальные средства. Внутреннее "Я" каждого человека проявляется в зрительных образах спонтанно, когда не задумывается о действиях во время лепки, рисования и сочинений произведений. Считается, что образы в художественном творчестве показывают все вида процессов подсознания, включая скрытые конфликты, сновидения, страхи, воспоминания. Арт-терапия даёт ребёнку возможность передать свои чувства и эмоции с помощью конструирования из природных материалов, рисования или лепки.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников“» размещена в разделах
В процессе занятий дети:
- Активно ищут новые способы взаимодействия с миром;
- Отделяют неприятные чувства: страх, обиду, гнев;
- Выражают чувства и эмоции, которые связаны с переживанием самого себя и своих проблем;
- Ведут исследование путей прояснения и соприкосновения межличностных отношений.
Занятия с применением арт-терапии проводится по подгруппам или индивидуально. Начинать следует по-разному. Одни занятия начинают спонтанно, другие - по взаимному соглашению, а следующие - с первоначального обсуждения.
В начале каждого занятия ребятам сообщают, что нет неправильного или правильного, а также напоминают, что есть различные приёмы и способы выразить свои идеи, мысли и чувства:
1. С помощью предметного изображения;
2. С помощью разных цветов, фактур и форм;
3. Использование готовых картин, формочек, фигурок;
4. Комбинируя все выше перечисленные способы.
Дошкольнику предоставляется выбрать самому необходимые средства и материал для изодеятельности. По мимо карандашей, пастели, красок в работе используют фольгу,ткань, цветную бумагу, глину, бисер, дерево, песок, пластилин и другое. Также необходимо иметь нитки, ножницы, скотч и клей. Переходя к изодеятельности, ребёнок сам выбирает для себя походящие средства и материалы.
При этом следует сочетать приёмы арт-терапии с приёмами формирования речевых и коммуникативных навыков. Неназойливые вопросы педагога ребёнку, помогают ему обрести свою индивидуальность, целность и неповторимость.
Таким образом, используя элементы арт-терапии на занятиях, дошкольники учатся открытости в общении и вербализации эмоциональных переживаний, а так же происходит понимание своего внутреннего мира и самого себя, налаживаются способы взаимодействия с окружающими детьми и исчезают неадекватные формы поведения.