Ирина Качкова
Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как читателя»
Аннотация.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
Приобщение к книге - одна из основных задач воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Оно развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума и воспитатели ДОУ должны помочь в этом.
Чтение дошкольника, как процесс общения с книгой целиком зави-сит от взрослого – воспитателя, родителя, библиотекаря. Чем компетентней, профессиональней, талантливей будет взрослый, находящийся рядом с ребенком, тем более грамотного читателя он воспитает.
К сожалению, очень многие родители в наше время из-за сложных социальных условий, а также в силу своей занятности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение. Поэтому немаловажную роль в работе по приобщению дошкольников к чтению играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников. При создании соответствующих педагогических условий можно будет подобрать наиболее эффективные формы (традиционные, нетрадиционные) сотрудничества с родителями, которые и будут способствовать воспитанию дошкольников как читателей.
ВВЕДЕНИЕ.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Разработан новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
ФГОС предполагает сотрудничество Организации с семьей, повыше-ние компетентности родителей в вопросах развития и образования, оказание помощи родителям в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Актуальность.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкольника к чтению в последнее время попала в разряд самых актуальных. Известно, что заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Оно развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
Негативным, отрицательным моментом в приобщении дошкольников к чтению являются утраченные традиционные семейные чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения, разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом (срок реализации 2007-2020 год) отмечено, что только 7% родителей читают постоянно своим детям. Многие родители не знают новинок детской литературы, и о них сложно говорить как о полноценных организаторах, чтения своих детей. Не читающие родители - воспитывают не читающих детей. Поэтому возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития дошкольников является одной из важнейших проблем социума и воспитатели ДОУ должны помочь в этом.
Чтение дошкольника, как процесс общения с книгой целиком зависит от взрослого – воспитателя, родителя, библиотекаря. Чем компетентней, про-фессиональней, талантливей будет взрослый, находящийся рядом с ребен-ком, тем более грамотного читателя он воспитает. Взрослому нужно самому стать хорошим читателем, научиться чувствовать слово, уметь показать детям богатство языка, заметить и открыть своим слушателям удивительный мир литературы.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать формирова-нию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литера-туре через создание единой системы работы между ДОУ и семьей через ре-шение следующих задач:
• Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей.
• Способствовать зарождению традиций семейного чтения
• Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге
• Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей
• Способствовать развитию памяти, речи, внимания
• Развитие литературной речи
• Разработать проект взаимодействия ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя.
Процесс воспитания дошкольника как читателя будет эффективным, если
1. Выявить трудности с которыми сталкиваются родители в воспитании дошкольника как читателя;
2. Разработать и провести методические мероприятия (консультации; семинары; тренинги и деловые игры).
3. Использовать наглядно – информационные формы работы с родителями (тематические стенды, ширмы; папки – передвижки; буклеты, листовки).
При создании соответствующих педагогических условий можно будет подобрать наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями, которые и будут способствовать воспитанию дошкольников как читателей.
І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ.
Проблема семейного воспитания и приобщения детей к чтению всегда интересовала педагогов и общественных деятелей России.
Современные педагоги считает, что признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОУ. Давыдова О. И., Бого-словец Л. Г., Майер А. А. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другие разработали и опубликовали методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Итак, проблемы семейного воспитания интересуют педагогов давно. Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Педагоги должны подобрать эффективные методы и формы взаимодействия с семьей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Наша ментальность такова, что приобщение детей к художественному слову начиналось задолго до школы в раннем возрасте. Свидетельство тому - богатейший детский фольклор, не только вид словесного искусства, но и, что очень важно, философия жизни человека, семьи, народа.
Придя в дошкольное учреждение, ребенок начинает знакомиться с художественной литературой как искусством и средством развития интел-лекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
Своеобразие ребенка как читателя заключается в следующем: дошкольник воспринимает литературу на слух, с опорой на иллюстрацию, чтобы слово и образ дополняли друг друга. Без помощи взрослого он не может приобщиться к опыту художественной литературы, который накоплен человечеством. Понимание детьми произведений, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.
На современном этапе нужно говорить о целом комплексе причин, которые способствуют уменьшению читательского интереса дошкольников. Это и некомпетентность взрослых в вопросах детского чтения, и отсутствие современной детской литературы, и ориентировка родителей на книги своего детства, и нехватка реалистических книг, вытеснение их «книгой клоунадного типа», и отсутствие традиций семейного чтения. Именно взрослые должны создать из маленького человека большого компетентного читателя.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические (Социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины), досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, театрах и др., познавательные (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, наглядно-информационные: информационно-ознакомительные (дни открытых дверей, открытые про смотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ, выпуск газет, организация мини-библиотек, использование современных технологий, информационно – просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини газеты, библиотеки по проблемам семейной педагогики).
Таким образом, родители - полноправные участники образовательного процесса, общение с ними должно строиться на основе взаимодействия и сотрудничества. Формы взаимодействия ДОУ и семьи разнообразны, это позволяет педагогам выбрать оптимальные. Идет активный поиск новых форм и использование их в работе с родителями по приобщению дошкольника к чтению. В последнее время наметилась тенденция использования в этом направлении нетрадиционных форм сотрудничества ДОУ с родителями.
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКА.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДО решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДО, совместная работа по обмену опытом.
Для выяснения общего культурно-эстетического развития семей, в которых воспитываются дети, нами был разработан и проведен опрос среди детей и анкетирование родителей, с помощью которого стало возможно установить, насколько дети подготовлены к дальнейшему знакомству с книгой. Уделяет ли семья время для приобщения ребенка к книге, каков уровень подготовки ребенка, есть ли у него интерес к книге, насколько ему доводилось «общаться» с художественными произведениями, есть ли у него любимые стишки, сказки, рассказы и т. д.
В ходе данного опроса стало возможным установить. Каким образом развивать читательский интерес детей подготовительной группы, а также выработать рекомендации для родителей, которые помогли бы им заинтересовать своего ребенка, привить ему любовь к чтению, правильно организовать познавательный процесс у своего ребенка.
Опрос проводился отдельно среди детей и родителей. Для них были разработаны разные анкеты, которые позволили наиболее точно определить уровень готовности к работе с книгой у каждого отдельного ребенка и вывести
Мы провели анкетирование родителей детей подготовительной группы.
Цель: 1. Изучить уровень компетентности родителей в выборе литературы для детского чтения, какими требованиями они руководствуются при покупке детских книг.
2. Привлечь внимание родителей к проблеме детского нечтения, важности приобщения ребенка к книге.
Сопоставление ответов детей и родителей показывает, что, называя любимым занятием своего ребенка «слушание чтения книг», многие родители тем самым скорее демонстрируют свое собственное желание, нежели констатируют действительный факт. Ответы детей свидетельствуют, что, к сожалению, на первое место в проведении досуга наших детей вышли «телесмотрение» и игра на компьютере. Хотя на прямой вопрос: «Любишь ли ты, когда тебе читают книги?» - все дают положительный ответ. Все любят, когда им читают, но только двое назвали чтение своим любимым занятием. Явно противоречат ответам взрослых ответы детей на вопрос: «Что тебе больше всего нравиться: лепить героев новой книги, рисовать их, пересказывать или играть в героев новой книги?». Большинство родителей недооценивают роль игры и предпочитают. Чтобы их ребенок реализовывал свои впечатления после прочтения новой книги, пересказывая ее содержание.
Большинство родителей совместные праздники и развлечения считают наиболее эффективной работой детского сада и семьи. Все анкетированные понимают какую огромную роль играет книга в развитии ребенка: развивает речь, мышление, память, воображение, внимание, воспитывает правильное отношение к окружающему миру и своим поступкам, хотя не все прилагают усилия приобщению ребенка к чтению.
Таким образом, большинство опрошенных родителей занимаются воспитанием и развитием своих детей, читают им, многие обсуждают прочитанное, выбирают для чтения книги своего детства.
Данный опрос еще раз показывает важность привития любви к чтению в детском возрасте. Но ссылаясь на отсутствие времени и другие «объективные» факторы, родители по сути дела сами ограничивают развитие своего ребенка, лишают его возможности раскрыться, расти на уровне своих сверстников. Недополучивший должного внимания и необходимой для его развития информации, ребенок может получить проблемы в школе, и даже если он их потом преодолеет, ему придется потратить больше времени и усилий, чем ребенку, с который занимались и в детском дошкольном учреждении, и дома. Родителям следует постараться найти время для собственного ребенка, необходимо понимать, что большинство личностных особенностей формируется в человеке до шести лет и утраченные возможности будет очень сложно наверстать впоследствии.
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели воспитания дошкольника как читателя. В связи с этим современная позиция по отношению к ребенку рассматривает взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада, в котором педагог и родители являются партнерами по общему и нелегкому делу – приобщению детей к чтению.
Успешным партнерство может быть при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, совместное стремле-ние создать все необходимые условия в развитии потенциальных возможностей детей – основные формы взаимодействия педагога с родителями на современном этапе развития системы образования. Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к чтению литературы обуславливает поиск в области организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учетом интеграции образовательных областей, является метод проектирования.
В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») - какой–либо замысел или план. В свою очередь проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Суть метода проектов - стимулировать интерес к определенным про-блемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике — соединение академических зна-ний с прагматическими.
На сегодняшний день метод проектов получает все более широкое применение в педагогической практике. Это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность детей и родителей. Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка;
- сплотить семью через чтение художественных произведений;
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Мы решили разработать проект «Папа, мама, я – читающая семья». Алгоритм составлен по книге О. Д. Смирновой «Метод проектирования в детском саду»
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.
Сегодня считается важным привлечение родителей к участию в работе детского сада. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Вначале нашей работы был проведен опрос среди детей, в виде игры «Интервью» (воспитатель представился корреспондентом газеты и брал у ребят интервью, и анкетирование родителей, с помощью которого стало возможно установить, насколько дети подготовлены к дальнейшему знакомству с книгой, уделяет ли семья время для приобщения ребенка к книге, есть ли у него интерес к книге.
Мы предложили родителям прочитать вместе с ребенком его любимую книгу и принести ее в группу, где прошел «День любимой книги». В книжном уголке была организована выставка «Моя любимая книга», организована акция «Книжкина – больница».
Чтобы привлечь внимание к проблеме детского нечтения мы оформили папку – передвижку «Семья и книга». Провели родительское собрание «Воспитываем будущего читателя», где родители не только прослушали выступления воспитателя о пользе чтения и «Что и как читать ребенку дома», но и по поучаствовали в дискуссии о сосуществовании телевизора, компьютера и книги, и в конкурсе «Литературный калейдоскоп».
Мы провели семинар практикум «Учимся у книги». На нем родителям дошкольников было рассказано о пользе совместного чтения с ребенком и даны конкретные рекомендации как разучивать стихи и что читать детям старшего школьного возраста.
Для младших дошкольников ребята приготовили спектакль «Терем – теремок», родители помогли изготовить маски для выступления детей.
Мы провели экскурсию в библиотеку, где все дети взяли понравив-шиеся книги для чтения на дом. Некоторые дети принесли книги в группу, а другие вместе с мамами ходили в библиотеку и обменяли книги самостоятельно. Это очень радует.
Завершающим этапом нашей работы стала подготовка и проведение праздника «Мы – читающая семья!»
В своей работе, по приобщению дошкольников к чтению, во время реализации проекта «Папа, мама, я – читающая семья» мы использовали различные нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с родителями : литературные праздники, развлечения, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, папки - передвижки, спектакль; экскурсия. Проведенные мероприятия способствовали сближению взрослых и детей. Наша работа по взаимодействию с родителями по приобщению детей к чтению и не прошла даром. Их интерес к этой проблеме заметно повысился. Пять детей нашей группы хорошо и бегло читают, еще трое читают по слогам. Практически все дети проявляют интерес к чтению. В этом заслуга взаимодействия воспитателей и родителей.
Такие формы взаимодействия как педагогический проект выводят отношения образовательной организации с семьей на более продуктивный уровень. Детскому саду становится довольно легко найти индивидуальный подход к родителю, а родителю в свою очередь открывается дверь в увлекательный мир, где получают образование их дети.