Виктория Петялина
Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер, ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.
В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения, вершина познавательных процессов, и они никак, по-моему мнению, не отделимы друг от друга.
Познавательно-речевая активность ребенка, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если у ребенка скудные знания и речь. Сегодняшний день отличается активным ростом новых нетрадиционных, инновационных методов, средств, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ
Цель моего педагогического опыта - активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ методической литературы по данной теме.
• Создать развивающую среду в группе.
• Развивать познавательно-речевую сферу детей посредством использования нетрадиционных методов
• Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с нетрадиционными методами развития
• Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
• Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.
Одним из средств развития познавательно-речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста являются мнемотаблицы
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:
Запоминание сказок. Мнемотаблицы можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.
Запоминание стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ сохраняется у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Запоминание признаков времен года. Условные систематические изображение признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.
Составление рассказов, которые описывают предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, отвечающие на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
Разучивание общих правил, например, как правильно одеваться. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:
• расширяется круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.