Макаренко Людмила
Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность педагогического опыта : Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного развития ребёнка- дошкольника. Но, я считаю, что родители тоже должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе» размещена в разделах
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
В ходе общения с родителями моих воспитанников я узнала, что некоторые семьи увлекаются или увлекались когда-то коллекционированием. Поэтому решила использовать это увлечение родителей в своей работе, тем самым создавая условия для формирования активной позиции родителей в воспитании и образовании дошкольников.
Проблема:
Выбор темы проекта обусловлен результатами педагогической диагностики. Наибольшие затруднения у детей группы вызывает ориентировка во времени. Дети путают часы, минуты, части суток, не запоминают слова – названия частей суток. Воспитанники путают времена года и не запоминают названия месяцев. Дети затрудняются назвать последовательность дней недели.
Гипотеза проекта:
«Если время существует, то его можно увидеть»
Почему коллекционирование?
• во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску;
• во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей;
• в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так как собранные детьми коллекции используются в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей: на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Задачи:
• познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем;
• узнать о принципах работы часов;
• выяснить всё о роли часов в жизни человека;
• провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.
• систематизировать и обобщить знания детей о временных понятиях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, через взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Цели:
• совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год);
• совершенствовать умение ориентироваться во времени;
• обобщать представления детей о том, какие часы бывают, о видах часов;
• развивать «чувство времени»;
• учить регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Вся работа проходила в три этапа.
Первый этап – адаптация приема коллекционирования :
накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
включение коллекции в организацию совместной деятельности с детьми.
На данном этапе я применила такие формы работы с родителями:
• опрос родителей ( цель: изучение отношения родителей к коллекционированию, как к виду познавательной деятельности)
беседа с родителями, направленная на формирование положительного
отношения родителей к коллекционированию;
• выявление интереса родителей к созданию коллекции часов в группе.
Следующей задачей было вызвать интерес к коллекционированию у детей. Я провела с ними беседу о времени, о том, какие бывают часы. Дети рассмотрели книги на эту тему, иллюстрации. Целью этих бесед было расширение знаний детей об окружающем мире.
Второй этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержания интереса к процессу коллекционирования;
побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования - часах разных видов.
Формы работы с детьми:
• обсуждение возможности дальнейшего применения нашей коллекции;
чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр иллюстраций;
• знакомство детей с разнообразными способами получения информации;
индивидуальные беседы с детьми;
поддержка и развитие детских интересов.
Цель: знакомство детей со свойствами часов, с тем какие бывают часы и т. д.
Третий этап – организация, собственно, коллекции часов
• привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей;
• оформление коллекции часов в группе силами детей и педагога;
• выставка поделок моделей часов;
• презентация продуктов деятельности родителям;
• викторина «Часы такие разные».
Цель: развитие творческих навыков детей в оформлении коллекции.
Результаты:
В результате проведения нашего проекта мы собрали коллекцию часов для группы. На основе этой коллекции ребята изучали историю и разновидности часов, основные принципы их работы. Ребята научились ориентироваться во времени, научились правильно распределять время в различной деятельности в саду. Наша коллекция использовалась как в образовательной, так в самостоятельной и в игровой деятельности. В ходе проекта ребята пришли к выводу о том, что время - это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность действий, таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза была подтверждена нами частично.
Список использованных источников
https://www.fun4child.ru/ стихи о часах
https://www.ds76.ru/ стихи о часах
https://ru.wikipedia.org/ Кремлёвские часы
https://www.nashagazeta.ch/ цветочные часы
https://azbuka-uma.by/ детям о времени
Детская энциклопедия «Как делают разные вещи»;
Мельников И. «Про часы и о часах» : изд. Детская литература,1983г. ;
Ильин М. «Сто тысяч. Почему?» : Л., изд. «Детская литература, 1989г. ;
Сорокина А. В. «Дидактические игры в детском саду». «Тикают часы».