Наиля Талгатовна
О технологиях развивающего обучения как средстве познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Одна из важных задач современного дошкольного образования – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала, развитию личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога («поставь столько же», «найти такую же») и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.
Публикация «О технологиях развивающего обучения как средстве познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому современные образовательные программы дошкольного образования предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений: детям надо давать ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе.
2слайд
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область.
3слайд
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка.
4слайд
Огромную возможность для познавательного развития ребенка дают развивающие игры (технологии развивающего обучения). Для детей игра имеет особое значение, выступает как ведущий вид деятельности.
Суть развивающих игр – не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определенных психических процессов и способностей ребенка.
Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу.
5слайд
Именно поэтому наш педагогический коллектив активно внедряет и применяет в образовательном процессе с детьми различные развивающие технологии.
На сегодняшний день таких развивающих технологий очень много. И сегодня вы сможете услышать, увидеть, и поиграть сами в те интересные, увлекательные, познавательные игры, которые эффективно используются нашими педагогами.
6слайд
Для начала я вкратце перечислю их.
Дидактическое пособие «Цветные счётные палочки» Кюизенера Классический набор состоит из десяти палочек-призм длиной от 1 до 10 сантиметров: чем больше палочка, тем большее значение числа она отображает.
Благодаря выделению цвета и длины палочек ребенок в процессе манипуляций начинает понимать, что число является результатом счета и измерений.
7слайд
Кроме того, объемность палочек и их выделение по цвету и длине позволяет малышу освоить сенсорные эталоны (размер и цвет, а также способы познания и сопоставления предметов по ширине, высоте и длине. Используя счетные палочки Кюизенера ребенка очень легко подвести к осознанию таких отношений как длинный-короткий, правый-левый, больше-меньше, одинаковый-разный, высокий-низкий и т. д.
8слайд
Логические блоки Дьенеша.
Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина).
9слайд
В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина) : цвет обозначается пятном, размер – силуэт домика (большой, маленький). Форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). Толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”. Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр.
10-11слайд. Презентация авторской игры для детей младшего дошкольного возраста «Собери букет», воспитатель Мельчукова Н. П.
12слайд. Презентация игры для детей старшего дошкольного возраста «Архитекторы», воспитатель Банщикова Ю. С.
13слайд
Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.
14слайд
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
15слайд
Игры Никитиных развивают очень многие качества: внимание, память, пространственное представление и воображение, умение находить зависимости и закономерности.
Ребенок, увлекающийся играми Никитина, растет сообразительным и изобретательным.
16слайд
Применение моделей, схем, мнемотаблиц.
Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.
17-18слайд
Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори
Просмотр видеофрагмента совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста с использованием авторского пособия «Собери цветок», воспитатель Ситникова Т. Н.
19слайд. Спасибо за внимание!