Татьяна Береза
Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами».
Береза Т. И
Рылова В. П.
Детский сад – это первое учреждение, в которое ребёнок попадает, выходя из родительского дома. Последующие несколько лет, которые он проведёт в нём, во многом станут определяющими для его дальнейшей жизни. И очень важно, чтобы ребёнок окончил его здоровым и подготовленным к последующему интенсивному обучению в школе.
Публикация «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, наблюдаем постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу — 75–80 % от всех детей 4–6 лет — сегодня составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому более значимыми и приоритетными являются оздоровительная и коррекционная направленности деятельности ДОУ.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Ведь ещё работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [1]
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии дефектов речи у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев. В этом как нельзя лучше может помочь оригами, потому как:
развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания;
способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей. [2]
К дошкольникам нужен особый подход. Удерживать их внимание – это целое искусство. Для комплексного решения коррекционных задач стараемся использовать методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.
На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Имея некоторый опыт обучения детей оригами, решили применить его в работе с детьми логопедической группы. Нас, как педагогов, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости.
Для наших воспитанников такие занятия очень интересны, так как дети очень быстро видят результат своего труда, следовательно, занимаются с удовольствием. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, мы демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи, младших дошкольников. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.
В группе созданы условия, при которых в доступном для детей месте находится всё необходимое для изготовления поделок: бумага разного цвета и размера, ножницы, клей, пооперационные карты, книги со схемами по изготовлению бумажных фигурок. Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности.
Фигуры, сложенные из бумаги, мы эффективно применяем в театрализованной деятельности. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке сказок. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Ребята любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Именно то, что они сделали фигурку сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы.
Во время обучения детей оригами используем показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки. Для создания мотивации - игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Загадки, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, При угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации могут стать фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т. п., а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок.
Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях. [3]
Изготовленные детьми и совместно с воспитателем поделки побуждают детей к активному их использованию в экспериментальной, игровой деятельности. Ребята стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.
Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. Без комплексного подхода трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. С целью работы в едином направлении, соблюдая общие требования, был разработан календарно-тематический план с опорой на лексические темы. Созданные поделки используем при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи (по рекомендациям логопеда).
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь оригами, стали более усидчивыми, аккуратными.
Нам, как педагогам хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т. е. развитию ребёнка.
Используемая литература:
1. Кирсанова С. В. «Оригами для детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. –6с.
2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» : Ярославль «Академия развития», 1997. – 224с.
3. Соколова С. В. Оригами для дошкольников : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64с.