Наталия Нечаева
Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Создание условий для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.
Задачами является - создание атмосферы эмоционального комфорта; -создание условия для физического развития; -создание условия для творческого самовыражения; -создание условия для проявления познавательной активности детей; -создание условия для участия родителей в жизни группы; -создание благоприятных условий для восприятия детьми окружающего мира (обращать внимание детей на красоту природы, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, живописи и многого другого) .
Дети – это исследователи, которые хотят все знать, которым вес интересно. Мир открывается для детей через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше они видят, слышат и переживают, тем больше они узнают и усваивают. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, которая направлена на развитие его воображения и любознательности.
В своей работе я стараюсь сделать так, чтобы юные исследователи могли удовлетворить свое любопытство. Для развития познавательной сферы своих воспитанников, их гармоничного развития считаю одним из лучших вариантов организацию и проведение действий, направленных на познание. Именно через познание ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. Это происходит в игровой и продуктивной деятельности, через восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, которая основывается на спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. В работе с детьми для развития познавательного интереса я часто использую экспериментальную, опытную деятельность. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Я считаю, что в процессе исследовательской деятельности:
- формируются коммуникативные навыки;
- происходит формирование предпосылок поисковой деятельности,
- развивается интеллектуальная инициатива;
- происходит развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формируются умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развивается желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Поддерживать и развивать познавательно - исследовательской деятельности у своих воспитанников я стараюсь постоянно :
- на прогулке мы проводим сезонные опыты. Мои воспитанники очень любят в летний период проводить опыты с песком, а зимой с удовольствием наблюдают за тем, как вода превращается в лед и наоборот.
Постоянно наблюдаем за живой и неживой природой, выращиваем огород, создаем цветники.
- в книжной зоне всегда есть литература по временам годам; соответствующая комплексно-тематическому плану; патриотическая литература, постоянно меняется, пополняется библиотека новыми иллюстрированными энциклопедиями, что немаловажно для юных пытливых умов.
С большим удовольствием мы с ребятами посещаем нашу экологическую комнату. Здесь у нас есть возможность наблюдать за аквариумными рыбками, видеть, как располагаются корни различных растений в земле.
У меня в группе очень любознательные, эмоциональные воспитанники. Для них в группе я создала зону экспериментирования. Я считаю, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Мои ребята любят сажать различные семена и наблюдать, как идет рост растений, наблюдают, описывают и зарисовывают отличия на различных этапах роста. Еще одним из любимых занятий являются опыты с водой. Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Не остаются в стороне и наши родители. Для них в родительском уголке всегда есть информация о развитии познавательных интересов в семье в виде рекомендаций, консультаций.
Родители всегда рады сотрудничать с нами:
- принимают активное участие в создании цветников и огорода;
- для птиц были изготовлены кормушки, что помогло нашим ребятам наблюдать за зимующими птицами, кормить их, тем самым развивать чувство сострадания, желание помочь меньшим братьям.
Родители принимают активное участие в изготовлении оборудования и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в постоянно организуемых мною выставках совместного творчества родителей и детей из природного и бросового материала, выставках рисунков и аппликаций.
Для наглядной агитации я разработала картотеку опытов для детей старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что экспериментальная деятельность детей помогает углубить представления о живой и неживой природе. Дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, становятся увереннее в себе, что является показателями позитивной социализации. Улучшилась речь детей, они ясно выражают свои мысли, правильно строят предложения, составляют связные творческие рассказы. Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребё нка: его отношение к природе, к деятельности человека, дети учатся работать сообща, общаясь друг с другом, объединённые целью. Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности это даёт возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе, справляться с большим объёмом учебных заданий.
Также и работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.