Приложение МААМ

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Мякотина Юлия Валерьевна
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит прежде всего от того,что подлежит освоению,и от определения направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам; ориентировка в схемах и моделях.

Публикация «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия,соотносить действия с результатом,стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так,то, объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно-игравая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявление радости и огорчений, других интелектуальных эмоций. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения – освоить его здесь же, в этой ситуации.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности можно представить следующим образом:

1. Логические и математические игры.

2. Логико-математические сюжетные игры (занятия).

3. Проблемные ситуации,вопросы.

4. Эксперементирование и исследовательская деятельность.

5. Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Современные логические и математические игры разнообразны.

Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат» и др.

Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар», «Геометрический конструктор», «Загадка» и др.

Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грам», «Крестики», «Игрушки складушки» и др.

• Игры из серии «Кубики и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб»,»Цветное пано» и др.

Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.

Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные,на замену мест и др.

Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как ребенок воспринимает сущьность игры; осознает, владеет ли ребенок действиями сравнения, обобщения, сосчитывания, измерения, классификации, умениями устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения – способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Методика обучения детей разрешению проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, с учетом возможностей детей. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого. Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрослого в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения. Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных.

Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами эксперементирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.

Методика организации и проведения логико-математических игр.

В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?».

Исследовательская деятельность и эксперементирование.

Исследовательская деятельность – особый вид интелектуально-творческой деятельности. Она включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика.

Детское эксперементирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского эксперементирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Методика развития деятельности эксперементирования.

На первом этапе преобладает совместная с педагогом деятельность. Важно уточнить представления детей о свойствах и качествах материалов, мотивировать предстоящую деятельность.

На втором этапе проводится работа по развитию умений,необходимых для самостоятельного эксперементирования. Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке эксперементирования.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

• Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами.

• Новая информация о другом исследуемом объекте.

• Знания о способах исследования и его результатах.

• Познавательное и личностное развитие.

Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.

Результатом включение в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будет развитие у детей творческих способностей, уточнение и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в своих возможностях, чувство юмора и удовольствия от умственного труда и общения.

В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения вопроса и ответа. Для этого взрослый организует тематические мини-ситуации, занятия в виде сюжетных логико-математических игр, трененги, развлечения и вечера досуга (в том числе совместные с родителями).

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Во многих странах мира используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Игровое пособие для математического развития детей дошкольного возраста «Теремок»Игровое пособие для математического развития детей дошкольного возраста «Теремок» Описание:Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Теремок», которое можно использовать для развития математических способностей.

Якутский фольклор как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста Математическое развитие ребенка прошла длительный путь своего развития. Ее предшественником является устное народной творчество: загадки,.

Лэпбук «Музыкальные инструменты». Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возрастаЛэпбук «Музыкальные инструменты». Современные педагогические технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста Цель мастер-класса: Оптимизация условий для повышения профессионализма и педагогического мастерства музыкальных руководителей посредством.

Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Мастер- класс на тему: «Логико-математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста». Педагог: Гордеева Светлана.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

Статья «Современные технологии обучения сюжетно-ролевой игре. Технология Солнцевой Ольги Викторовны» В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2015 в 20:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мякотина Юлия Валерьевна (УИ 223963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД