Приложение МААМ

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи»

Вера Монахова
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы

[ цель:

Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.

Задачи:

Формировать умение детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);

активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Составление рассказов по картине „Ежи“» размещена в разделах

Материал. Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», «Ежи» из серии Развитие речи в картинках«Программе развитие речи дошкольников» О. С. Ушаковой); мнемотаблицы, разрезные картинки формата А4 в кол-ве

4 шт с уменьшиной копией картины «Ежи», игрушка ёж.

Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации

Ход: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними мольберт с картиной, накрытой салфеткой.

1.

В: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.

-Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,а нитки ни одной. (Н. Артюхова)

Д: Это ёж.

В:Почему вы так думаете? выслушиваю ответы детей.

В:Давайте вместе со мной проговорим чётко эту загадку

(артикуляционная гимнастика.)

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

В: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

-Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)

-Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

-Назовите семью ежей (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)

Игра «Найди ежа»

В: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, попробуем его отыскать, берёт лист бумаги и прячет ёжика под лист

-Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик стоит около листа. Ёжик спрятался за лист)

Интересные сведения о еже

Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.

2. Актуализация знаний (Рассматривание картины)

Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес.

Воспитатель: Закройте все глаза. (Выставляет картину «Ежи».)

Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата.

- Какое время года изображено на картине? (лето)

-Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые)

-Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

-Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)

-Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.)

-Какие насекомые изображены на картине?

Игра «Самый внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т. д.

В:Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья). Оцениваю ответы детей.

Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.

(все вдохи делаются носом)

Ежик-смельчак.

Ветер елками шуршит. (Махи руками над головой, вдох, на выдохе длительно произносим «ш-ш-ш»)

Ежик наш домой спешит. (Ходьба на месте, ладошками трем друг об друга, вдох, на выдохе произносим «шур-шур-шур»)

А на встречу ему волк. (Руки по швам, встаем на цыпочки, тянем голову вверх, вдох, произносим длительно «у-у-у»)

На ежа зубами щелк. (Изображают).

Еж иголки показал, волк с испуга убежал. (Бег на месте, вдох, на выдохе произносим «ой-ой-ой

4. Воспитатель обращает внимание детей на картину «Ежи» Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей.

Воспитатель предлагает свое начало рассказа по картине :

«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?» выслушивает ответы детей.

Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану или по мнемотаблице.

Воспитатель:вот эта таблица, показывает ее. Сейчас начну рассказ и буду рассказывать в такой последовательности как изображено на таблице.

«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».

5. После того как воспитатель выслушает всех желающих, он пред-лагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах по мнемотаблице по описанию животного (1-2 ответа).

Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.

Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.

«Теперь нам осталось описать полянку, — говорит воспитатель. — и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке».

Игра «Собери картину про ежей»

А сейчас я предлагаю вам собрать картинки из частей. У вас на столах лежат конверты с деталями нашей картины. Нужно правильно расположить все детали, чтобы получилась целая картина на листе. Проверка результатов работы.

6. Рефлексия:(осмысление)

-Чем сегодня занимались на занятии?

-Что нам помогло составить рассказы по картине?

-Кому это помогло?

-Какие знания нам сегодня пригодились?

-Вы сегодня молодцы! И я приготовила для вас ежат благодарности. (Раздаю детям картинки с ежатами)

Источники:

https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html - загадка про ёжика

https://www.zoogirl.ru/post/1124/ - интересные сведения о ежике

О. С. Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду.» Просвещение» М:1993г.

В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.»Мозаика-синтез» М:2014г.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картина «Ежи» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Воспитатель: Чуксина Эльвира Геннадьевна Дата проведения.

Конспект ООД для детей старшей группы (5–6 лет) «Составление рассказа по картине «Ежи» Конспект ООД для детей старшей группы (5-6 лет) "Составление рассказа по картине «Ежи» (ОО "Речевое) Программное содержание: - формировать.

Конспект занятия по развитию речи в группе детей старшего дошкольного возраста «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация: развитие речи» в группе детей старшего возраста. Тема: «Обучение рассказыванию.

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: учить составлять рассказ по картине; учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно.

Перспективный план по речевому развитию для детей 5–6 лет «Составление рассказа по картине» Месяц - Сентябрь Тема: " Составление описательного рассказа по картине «Ежи»". Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по.

Конспект занятия по речевому развитию с презентацией в старшей группе. Составление рассказов по картине «Лиса с лисятами» Речевое развитие в старшей группе. Презентация по рассматриванию картины «Лиса с лисятами». Составление рассказов Цель: Формирование у детей.

Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи» Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей.

Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Тема: Конспект по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Выполнил: Головина Елена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 02:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Монахова (УИ 144374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД