Вера Монахова
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
[ цель:
Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
Формировать умение детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);
активизировать в речи детей сложноподчиненные предложения;
воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Составление рассказов по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Материал. Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», «Ежи» из серии Развитие речи в картинках :к «Программе развитие речи дошкольников» О. С. Ушаковой); мнемотаблицы, разрезные картинки формата А4 в кол-ве
4 шт с уменьшиной копией картины «Ежи», игрушка ёж.
Методы и приемы работы с детьми: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, рассказы детей, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации
Ход: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними мольберт с картиной, накрытой салфеткой.
1.
В: Ребята попробуйте отгадать загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь сегодня на занятии.
-Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,а нитки ни одной. (Н. Артюхова)
Д: Это ёж.
В:Почему вы так думаете? выслушиваю ответы детей.
В:Давайте вместе со мной проговорим чётко эту загадку
(артикуляционная гимнастика.)
Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
В: Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.
-Расскажите, какой ёжик (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)
-Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)
-Назовите семью ежей (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Игра «Найди ежа»
В: Давайте поиграем с нашим ёжиком. Наш ёжик любит прятаться, попробуем его отыскать, берёт лист бумаги и прячет ёжика под лист
-Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик стоит около листа. Ёжик спрятался за лист)
Интересные сведения о еже
Ёж обитает в лесу. Спина животного покрыта иглами. Окраска игл: белые у основания и на кончике, а в середине чёрные. Мех серого цвета. Мордочка вытянутая и заканчивается острым носиком. Глаза чёрные и круглые. Маленькие ушки и хвостик. Задние ноги немного длиннее передних. Зубы острые. Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся. У ежей очень хороший слух и нюх. Ест насекомых, улиток, червяков, ягоды, желуди, грибы. Любит молоко. Ежи зимой спят, а весной начинает бодрствовать и активно поедать всё, что только можно, они очень прожорливы. Весной у ежихи появляются ежата. Новорожденные ежи голые, слепые и беззащитные. Враги у ежей: филины, лисы и другие хищники. Колючки и сворачивание в клубок – это природная защита от хищников. Однако она не всегда помогает – лиса откатывает ежика в воду, чтобы он развернулся. Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живут. Кроме того ежи – разносчики опаснейших для человека клещей.
2. Актуализация знаний (Рассматривание картины)
Предлагаю нашего ёжика отпустить в лес.
Воспитатель: Закройте все глаза. (Выставляет картину «Ежи».)
Открывайте глаза. Посмотрите, оказывается это не ёж, а ежиха, а с ней и маленькие ежата.
- Какое время года изображено на картине? (лето)
-Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые)
-Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)
-Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.) Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)
-Что они делают? (Один ежонок свернулся в клубок, наверное чего-то испугался. Другие стоят около мамы.)
-Какие насекомые изображены на картине?
Игра «Самый внимательный»
А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы. Сколько ежат на картине? Какое насекомое сидит на бревне? И т. д.
В:Как можно назвать эту картину? (заботливая ежиха, ежиная семья). Оцениваю ответы детей.
Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики.
(все вдохи делаются носом)
Ежик-смельчак.
Ветер елками шуршит. (Махи руками над головой, вдох, на выдохе длительно произносим «ш-ш-ш»)
Ежик наш домой спешит. (Ходьба на месте, ладошками трем друг об друга, вдох, на выдохе произносим «шур-шур-шур»)
А на встречу ему волк. (Руки по швам, встаем на цыпочки, тянем голову вверх, вдох, произносим длительно «у-у-у»)
На ежа зубами щелк. (Изображают).
Еж иголки показал, волк с испуга убежал. (Бег на месте, вдох, на выдохе произносим «ой-ой-ой
4. Воспитатель обращает внимание детей на картину «Ежи» Просит их подумать, как можно назвать картину. Оценивает ответы детей.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа по картине :
«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Это вечер? Не ошиблась ли я? А вдруг это день?» выслушивает ответы детей.
Напоминает, что правильнее и результативнее рассматривать картину в определенной последовательности, то есть по плану или по мнемотаблице.
Воспитатель:вот эта таблица, показывает ее. Сейчас начну рассказ и буду рассказывать в такой последовательности как изображено на таблице.
«В теплый летний вечер ежиха вывела ежат на лесную полянку. Ежата разбежались по полянке, и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
5. После того как воспитатель выслушает всех желающих, он пред-лагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах по мнемотаблице по описанию животного (1-2 ответа).
Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.
Воспитатель обобщает сказанное и дополняет ответы детей.
«Теперь нам осталось описать полянку, — говорит воспитатель. — и закончить наш рассказ, выразив свое отношение к увиденному, например: „Хорошо ежам в теплый летний вечер на лесной полянке».
Игра «Собери картину про ежей»
А сейчас я предлагаю вам собрать картинки из частей. У вас на столах лежат конверты с деталями нашей картины. Нужно правильно расположить все детали, чтобы получилась целая картина на листе. Проверка результатов работы.
6. Рефлексия:(осмысление)
-Чем сегодня занимались на занятии?
-Что нам помогло составить рассказы по картине?
-Кому это помогло?
-Какие знания нам сегодня пригодились?
-Вы сегодня молодцы! И я приготовила для вас ежат благодарности. (Раздаю детям картинки с ежатами)
Источники:
https://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-ezhika.html - загадка про ёжика
https://www.zoogirl.ru/post/1124/ - интересные сведения о ежике
О. С. Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду.» Просвещение» М:1993г.
В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.»Мозаика-синтез» М:2014г.