Ольга Булаева
Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР.
Тема: Составление описательного рассказа «Осень».
Цели:
Коррекционно - образовательные:
Формировать монологическую речь: умение связно строить описательный рассказ с использованием картинно-графического плана-схемы.
Активизировать словарь по теме.
Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
Публикация «Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста, Составление описательного рассказа „Осень“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Формировать диалогическую речь: умение задать вопрос- просьбу, дать полный ответ.
Коррекционно - развивающие:
Развивать память, мышление, внимание, темпо- ритмическое восприятие, общую и мелкую моторику.
Коррекционно -воспитательные:
формирование инициативности, сотрудничества: умения выслушать другого ребенка, помочь, тактично высказывать свое мнение.
Оборудование: Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо, мольберт, картина «Осень», нарисованная на прошлом, лексико- грамматическом занятии, картинно-графическая план-схема признаков осени, диктофон или видео камера.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В группу приходит Чебурашка (игрушка, либо кукла би-ба-бо).
Чебурашка: «Вчера звонил мой друг -Попугай, спросил какое у нас время года. Я сказал - осень, а он не понял меня, ведь в Африке всегда лето».
Может мы поможем Чебурашке составить аудио письмо об осени.
2. Основная часть: Мы с вами уже рисовали картину «Осень» и вспоминали приметы осени.
На мольберте: картина «Осень», картинно- графическая план - схема.
1. Упражнение «Подбирай - называй»
Чтобы наша речь была красивой и Попугаю лучше понял, попробуем подобрать разные слова- описания: (подбор прилагательных)
Логопед: «С чем можно сравнить листву на земле осенью?» Дети:… С ковром, покрывалом.
Логопед: «Ковер из листьев какой?» Дети (стоя в кругу) передают разноцветный, осенний листочек и называют по 1-му прилагательному. Ковер: разноцветный, пушистый, шуршащий, колючий, яркий, цветастый…
Осуществляется постоянное правило: Если требуется помощь, попроси об этом друзей с помощью просьбы- вопроса.
Логопед: «Небо осенью может быть каким?» попробуйте запомнить слово предыдущего товарища и скажите свое. Дети: (Передают облачко и называют) серым, хмурым, голубым, низким, высоким, мрачным, ясным, светлым, темным…
Деревья осенью какие? (передают рисунок осеннего деревца). Разноцветные, красивые, яркие, цветастые, золотистые, багряные…
2. Рассказ по цепочке: По цепочке, попробуем составлять красивые предложения по каждому признаку осени.
• Солнце – небо: Настала осень. Солнышко светит реже, греет все меньше. Становится прохладно. Осенью небо чаще серое, хмурое, много облаков и туч. Часто идут дожди. День становится короче, а ночь длиннее.
• Деревья: Осенью листья на деревьях становятся разноцветными. Когда дует ветер, листья начинают опадать. Это листопад.
• Земля: Осенью земля покрыта разноцветным, пушистым ковром из опавших листьев. Трава желтеет. После дождя на земле появляются лужи и грязь.
• Одежда людей: Становится прохладно. Люди одеваются теплее. Люди надевают пальто, куртки, теплые брюки, ботинки и резиновые сапоги, шапочки.
• Птицы и животные: Перелетные птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. По желанию детей, можно отдельно назвать изменения в жизни белочки, ежика, медведя, зайца.
• Люди убирают урожай овощей и фруктов.
Логопед: «Понравился тебе рассказ, Чебурашка?»
3. Физкультминутка: «Осенний дождь».
Вдруг закрыли небо тучи, (Встать на носочки, потянуться. Двигать руками с крестно, в разные стороны.)
Начал капать дождь колючий. (Прыгать на каждое слово.)
Долго дождик будет плакать, (Приседать, руки на поясе.)
Разведет по всюду слякоть.
Грязь и лужи по дороге, (Идти по кругу, высоко поднимая ноги.)
Поднимай по выше ноги.
4. Пальчиковая гимнастика и ритмическая минутка: «Дождик»
Дождик капал на дорожку: Кап- КАП, Кап- КАП. (Поочередно сгибаем пальцы обеих рук от мизинца к большому, по два раза: 1- быстро, 2- медленно.)
Дождик моросит: Кап, кап, кап, кап -КАП. (Сгибание пальцев обеих рук «веер» от мизинца к большому, поочередное, 5-2 быстро, 1-й -медленно.)
Дождинки танцуют: Кап, кап, кап, КАП, КАП. (Поочередно сгибаем пальцы обеих рук от большого к мизинцу: 1,2,3 - быстро, 4,5 - медленно.)
5. Индивидуальные рассказы детей «Осень» (рассказывают 2-3 ребенка).
Мы немного отдохнули. Вы готовы записывать видео (аудио-письмо) для Попугая.
Если вы не против, мы сможем вечером выбрать лучший из рассказов и его отправим в Африку. Выслушиваем и записываем на диктофон (видео) рассказы детей. После рассказа дети дополняют рассказ, исправляют неточности.
6. Итог занятия. Чебурашка хвалит детей, за помощь. Спрашивает, чей рассказ понравился больше и почему. Карточки- критерии помогают выбрать лучший.
- Все ли было сказано в рассказе.
- Нужна ми была помощь.
- Контролировал ли звуки.