Людмила Федорова
«О чем рассказывает дерево жизни». Интегрированное занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа.
1. Изучение «Толкового словаря В. Даля (главы «Дерево», «Дуб»).
2. Чтение библейских историй («Сотворение мира и др.)
1. Беседа с детьми о жизни и быте славян.
2. Чтение сказок Г. Х. Андерсена «Последний сон старого дуба», «Сказка про черную птичку, блестящее семечко и молодую грушу.»
Публикация «„О чем рассказывает дерево жизни“, Интегрированное занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Чтение стихов «У Лукоморья дуб зеленый», «Успокоение» А. С. Пушкина. «Зеленый шум» Ф. Тютчева. «Поет зима – аукает» Н. Некрасова.
4. Беседы о значение леса в жизни человека, гуманном отношении к природе.
5. Слушание музыки русских и зарубежных композиторов о природе.
6. Заучивание стихов:
- стихотворение о весне «Жаворонок»;
- стихотворение про лето Никитина;
- стихотворение об осени Пушкина.
Цель: Формировать у детей представление о Древе Жизни как символе непрерывной связи поколений на Земле.
Задачи:
1. Учить создавать многофигурную коллективную композицию, интегрировать разные виды изобразительной деятельности.
2. Развивать творческие способности в разных видах художественной деятельности.
3. Закрепить представления о годовом цикле, как непрерывной смене времени года.
4. Формировать слуховое и зрительное восприятие. Развивать мелкую моторику и координацию движений. Развивать творческие способности детей, музыкальный слух.
5. Воспитывать бережное отношение к родной природе, эстетическое восприятие. Учить выражать чувства языковыми, изобразительными и музыкальными средствами.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня пригласили вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг. Посмотрите. Здесь встретились все времена года. Перечисляем. Показываем картины с временами года.
Дети, а в какой сказке встречаются времена года? На всех картинах изображены деревья в разное время года.
Ребята, а что это за дерево? (обращаю внимание детей на дерево, которое стоит у центральной стены). Ответы детей.
Воспитатель: Это дерево жизни – старинное дерево, которое как старый, мудрый человек, многое видело, многое помнит.
Наши предки славяне с большим уважением относились к деревьям долгожителям, набирались от них богатырской силы, крепости духа. Дерево, оно как добрый друг весной нас веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
Воспитатель: Вопросы к детям: Как вы понимаете выражение, дерево весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает?
Воспитатель: Давайте превратим наше дерево в сказочное дерево, на котором встретятся все четыре времени года и которое объединит вокруг себя землю, воду, небо и звезды.
Воспитатель: А сейчас послушайте легенду об этом дереве и затем вы расскажете её с помощью красок, стихотворений, музыки и движений.
Воспитатель рассказывает легенду.
Давным-давно на окраине одного села жил старик. Мимо окон его дома проходила дорога, и не было около неё ни деревьев, ни кустов, ни травы. И решил старик посадить у самой дороги, перед своим окном дерево, чтобы оно встречало и провожало всех путников, укрывало их от дождя и ветра, радовало птичьим гомоном и шумом листвы. Взял он желудь, засыпал его землей и полил ключевой водой. И начал расти дуб не по дням, а по часам, что ни день, все выше к солнцу поднимается, все сильнее и краше становится. Старик на дерево не нарадуется, ухаживает за ним, как за своим внуком. Однажды он услышал, как дуб с ним заговорил человеческим голосом: «Спасибо тебе, дедушка, за заботу! Благодаря тебе я стал сильным, крепким, высоким. Теперь я должен тебя оберегать, всем добрым людям помогать. Зашумел он своей кроной, протянул, к дедушке свои ветви, словно хотел обнять его.
- Итак, мы начинаем?
Звучит музыка «Жаворонок».
- Какое время года наступило?
Выходит ребенок и читает:
Вдруг повеяло теплом, прилетели к дубу добрые сказочные птички певуньи, принесли на своих крылышках весну – красну.
Воспитатель предлагает детям подойти и прикрепить птичек к картине Весна. Все дети подходят к мольберту, где картина Весна.
Ребенок читает стихотворение о весне:
Песня Жаворонка.
- На солнце темный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В долине Жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая
Весна пришла к нам молодая
Я здесь пою приход весны!
Все дети взяли свистульки и дудочки на мольберте.
Песня «Весна – красна»
Игра на дудочках и свистульках.
Дети садятся на стульчики.
Звучит музыка «Танец цветов»
Выходит ребенок и читает:
С каждым днем все выше поднимается солнце. Вся земля оделась в зеленый яркий наряд. Цветочный ковер покрыл землю. Прилетели к нашему дереву сказочные птицы, принесли радугу, пушистые облака, позвали с собой бабочек, жуков, мотыльков.
Все дети подошли к мольберту, где картина с изображением Лето.
Ребенок читает стихотворение. (про лето).
Русский поэт Иван Саввич Никитин
Описал природу после дождя.
- В небе радуга сияет
Розы дождиком омыты
Солнце в зелени играет
Темный сад благоухает
Кудри золотом покрыты
Свет и тень под деревами
Переходят как живые
Мох унизан огоньками
Над душистыми цветами
Вьются пчелы золотые.
Все дети поют инсценированную песню про лето.
Дети садятся на стульчики.
Звучит музыка – осень.
Выходит ребенок читает:
Незаметно пролетело лето, наступила осень. Опять подули прохладные ветры. Все деревья надели сказочно красивые, яркие красно – золотистые богатые одежды. И к ним прилетели сказочные осенние птицы.
Вешает птичку.
Ребенок читает стихотворение. А. С. Пушкин очень любил осень он писал…
- Унылая пора. Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
Танец с зонтиками.
Дети садятся на стульчики.
Звучит музыка Зима
Выходит ребенок читает:
Налетели холодные ветры, сорвали с дерева одежды. Холодно стало нашему дереву. А за ними прилетели сказочные зимние птицы
Вешает птичку.
Ребенок читает стихотворение:
- Вот ветер, тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима
Пришла. Рассыпалась клоками
Повисла на ветвях дубов
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин
Звучит песня «У леса на опушке»
Звучит музыка и появляется Зима (воспитатель).
Зима предлагает выложить узоры на ковре, поиграть со снежками.
Зима дарит детям краски и предлагает украсить дерево разными цветными одеждами, пусть на его ветвях соседствуют 4 времени года, которые явились нам с волшебными птицами.
Воспитатель: А сейчас все птички прилетят к своему времени года. Команды выполняют задание. У каждой команды одинаковые птички.
Дети садятся за столы по временам года у мольберта с картиной.
Договариваются, кто, что будет делать.
Рисуют: снегиря, ветку с листочками, радугу, тучку с дождем.
Конструируют: снежинку, лодку, бабочку, гриб.
Аппликация: елка, снеговик, подснежник, солнце, лист.
Работают под музыку.
Воспитатель: После выполнения работы предлагаю детям «одеть дерево» в одежды.
- Вот оно, наше сказочное дерево, выросшее из маленького желудя. Давно нет на земле старика, который посадил дуб, но память о нем жива. Ведь тот, кто посадил дерево, построил дом и вырастил хорошего сына, будет жить вечно.
Воспитатель: Счастливым стоит наше дерево в окружении своих сказочных птиц и благодарит вас за вашу щедрость и доброту.
Сегодня вы подружились, как одна дружная семья и благодаря вам у нас получилась такая прекрасная картина.
А сейчас давайте подарим наших волшебных птиц гостям, чтобы они принесли им счастья, здоровья, удачи в каждое время года.
Дети раздают птиц гостям.
Воспитатель: Дети, а дерево тоже хочет отблагодарить вас за вашу доброту, трудолюбие, отзывчивость.
Белочка, раздает угощение. (Шоколадных птичек).
Материал к занятию :
1. Дерево.
2. Мольберты 4штуки (на них картины, разные времена года – зима, весна, лето, осень).
3. Птицы (эмблемы) у каждого ребенка на груди.
4. Птицы символизирующие времена года (зима-гжель, осень-хохлома, лето-дымка, весна - городец).
5. Свистульки – дудочки – для музыкального исполнения.
6. Четыре стола. (На каждом столе, краски, баночки с водой, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши.)
7. Одноразовые белые скатерти.
8. Детям угощение.
9. Зонтики для танца.
10. Палочки для выкладывания узора.
11. Желудь.
12. Шапочки, крылышки, бабочки, цветочки.