Елена Ковальчук
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мое прекрасное имя»
Программное содержание:
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях Закрепить знания старинных русских имён и значение своего имени. Закрепить навык работы с солёным тестом используя технику выкладывания жгутом, украшать изделие подручным материалом - бисером. Обогатить словарный запас существительными чугунок, лапти, сундук; определениями старинный, деревянный. Преобразовывать уменьшительно-ласкательные имена.
Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. < Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору, изготовлению поделки. Предварительная работа:
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Мое прекрасное имя“» размещена в разделах
Беседа с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Индивидуальная работа с детьми «Моё известное имя».
Слушание и заучивание народных, колыбельных песен.
Изготовление «рамочка для фотографий».
Материалы и оборудование:
Камень с надписью, атрибуты в русской избе (чугунок, лапти, сундук, колыбелька с куклой) аудиозапись плача ребёнка, заготовка рамочки для фотографий, дощечка, тесто, бисер, стеки, салфетки.
Предварительная беседа в группе.
-Дети, хочу у вас спросить, любите ли вы путешествовать? -Да!
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы должны будете выбрать с помощью этого камня. Камень этот не простой, на нём есть надписи. Вам интересно, что написано? Давайте прочитаем! (дети читают самостоятельно друг за другом)
-Налево пойдёшь - далеко не уйдёшь.
-На право пойдёшь - в чужую группу попадёшь.
-Вниз пойдёшь - много интересного найдёшь.
-Дети, куда же мы с вами пойдём?
-Вниз!
(идём в комнату «Русская изба»)
Ход ЗАНЯТИЯ.
-Вот и пришли. Куда же мы попали? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где мы?
-В русской избе.
-А почему вы так решили, что это изба?
-Потому что здесь стоит самовар,печка, деревянная посуда.
-А что это (показываю чугунок)
-Чугунок!
-Для чего он нужен?
-Дети, а что это (показываю лапти)
-Лапти.
-Для чего нужны лапти?
-Лапти это старинная обувь,их одевали на ноги.
-А что же это такое (показываю сундук)
-Сундук, в нём хранили одежду. (раздаётся звук - плач ребёнка)
-Ой, что это за звук? Здесь кто-то плачет, (достаю из колыбельки куклу)
-Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет малыш, кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем, (ребёнок качает куклу и поёт ему колыбельную песню)
-Баю- баю- баю- бай
-Ты собаченька не лай
-Белолапа не скули
-Моего сыночка не буди (плач стихает)
-С давних времён, когда рождается ребёнок, родители придумывают ему имя. Обычно имя давалось в честь какого-либо святого, которое выбиралось по церковному календарю.
-Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные русские имена? (дети называют и предлагают разные имена, выбирается одно имя-ребёночка называют Егорушкой).
-Дети, а вы знаете, что сейчас пока ребёночек маленький, его все будут ласково называть Егорушка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором.
Мы растём и имя наше растёт.
-А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть когда вы вырастите? (ответы детей)
-Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
-А кто нибудь знает, что обозначает имя Егор? Я вам расскажу.
-Это имя обозначает хозяин земли, покровитель земледелия. Родители, когда называли сына таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос и у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Вот и сегодня 6 мая в нашей стране отмечается православный праздник, который так и называется Егорий.
В этот день все садоводы и огородники спешат посадить в землю семена огурцов, кабачков, кукурузы, дыни, арбузов, фасоли, чтобы получить богатый урожай.
-Дети, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Расскажите. -Каждый из нас носит имя ангела святого-угодника и сегодня я вам предлагаю вылепить свои прекрасные имена, которые мы поместим вот в эти рамочки, которые мы делали на прошлом занятии, чтобы помнить и хранить в уме и сердце жизнь святых наших, как высокий образец для подражания.
-Но прежде чем начать лепить,нам нужно размять свои пальчики (пальчиковая гимнастика)
-Мои пальчики расскажут
Всё умеют, всё покажут (руки вверху, повороты кистей рук)
-Пять их на моей руке (сжимание кулачков)
-Всё делать могут и всегда помогут (хлопки в ладоши)
-Они на дудочке играют (далее движения по тексту)
Мячик бросают
Бельё стирают
Полы подметают
Тесто катают щипают, ласкают.
-Посмотрите я для вас вылепила своё взрослое имя, кто прочтёт как оно звучит (показ образца, ребёнок читает, но вы ещё маленькие и лепить мы с вами будем наши маленькие имена.
-Для работы у нас всё готово, можно начинать.
-Свои имена лепить вы будете из жгутиков. От основного куска берём необходимое количество теста, раскатываем колбаской, стараемся, чтобы толщина вашей колбаски была одинаковой.
-Дети, тесто можно раскатывать в ладошках на весу, а можно на доске. Если палочки у буквы не одинаковые, то их нужно подрезать и выравнять стекой. Каждую букву украсим бисером. (Самостоятельная художественная деятельность детей, коллективные и индивидуальные указания)
-Я вижу, что вы все закончили трудиться над изготовлением своего имени. Молодцы! А у всех ли получилось давайте прочитаем. (дети читают по очереди свои имена)
-Молодцы! В группе мы поставим наши рамочки с именами на видное место, чтобы родители смогли полюбоваться и оценить наш труд.
-А чтобы все все узнали, что мы умеем и какие мы молодцы, я сфотографирую ваши работы и мы сделаем выставку.