Наталья Маякова
НОД «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода и её свойства»
Задачи:
1. Образo вательные: закрепить и расширить знания детей о свойствах воды (вода не имеет цвета; не имеет фoрмы; не имеет запаха; прозрачна; может растворять другие вещества, о роли воды в жизни человека и живых организмов, активизировать и обогащать словарь детей по теме образовательной деятельности.
Публикация «НОД „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
2. Воспитательные: воспитывать умение слушать других детей,
воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
3. Развивающая: продолжать развивать навыки проведения лабораторных опытов, пользоваться мoделированием.
Предварительная работа.
1. Беседы o воде, ее роли в жизни человека, животных и растений.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение худoжественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок.
Материал для экспериментов.
• Прозрачная, стеклянная посуда разной формы (стаканы, колбы, банки)
• Вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, соль, краски, кофе и др.)
• глобус
• маски капелек и тучки
• запись звуков воды (дождь, водопад, речка, ручей, морской прибой)
• карточки для моделирования
Место проведения: Комната природы
Ход образовательной деятельности:
-Ребята, отгадайте загадку: На лице цветет- от радости растет.
- Давайте улыбнёмся, чтобы у нас и у наших гостей было хорошее настроение.
(дети садятся на стульчики)
-Ребята, а сейчас попробуйте отгадать загадки, а загадки не простые, а волшебные. Приготовьте ушки и слушайте. (включаю звуки воды)
-Что это? (звук реки, ручейка, моря….)
-Вы догадались о чём мы с вами поговорим (о воде)
-Посмотрите, что у меня в руках? Правильно, глобус. А что такое - глобус? (глобус –это модель Земли.)
- Какую форму имеет наша Земля? (Земля имеет форму шара.)
- Дети, скажите, какого цвета на глобусе больше и почему? (синей краской изображены моря, океаны, реки. Они покрывают большую часть Земли.)
-У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвёртая её часть- суша, а вот эта большая часть- вода. Так много или мало воды на планете?
- Ребята, придумайте определения к слову «вода». Вода, какая?
(Придумывают определения) Вода прозрачная, родниковая, морская, кипяченая, чистая, дождевая.
-Все реки, озера, моря и океаны Земли сливаются вместе и образуют один Мировой океан. У Мирового океана 4главных задач. Мы вместе их разберем.
1 задача- это поить Землю.
Кто и что пьёт воду на Земле? (воду пьют люди, птицы, животные; вода нужна растениям; без воды всё живое на Земле погибнет от жажд;)
-Сколько времени человек может прожить без воды (не больше 3-х дней) Без пищи человек может продержаться гораздо больше, а без воды не более 3-х дней.
-Андрей, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу.
-Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? (солёная, невкусная, горькая)
-Можно её пить? Готовить на ней пищу?
(Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена.)
-А теперь посмотрите сюда- в банке(3л)вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане(1/2часть)- это вода, которую можно употреблять человеку.
-Воду, которую употребляет человек называется- пресной.
- Так много или мало пресной воды на Земле?
Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
2задача- кормить нас. Как может накормить нас вода?
С помощью воды люди готовят себе пищу, варят еду: суп, картошку, разные овощи, макароны….
Без воды не приготовить чай, кофе, компот.
В реках, морях и океанах живут рыбы, животные и растения. Многие из них человек употребляет в пищу.
- Дети, а каких рыб вы знаете? (карась, окунь, лещ, акула)
-Света, подойди к столу и найди карточку с помощью которой мы изобразим эту задачу
3задача- перевозить людей и грузы.
Проехать по суше можно не везде, а вода широкая и удобная дорога.
-Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)
-Какой водный транспорт вы знаете? (теплоходы, пароходы, катера, лодки, баржи, плоты….)
4задача- умывать нас. Кого и чего умывает вода?
-Вода умывает людей, леса, растения, дома, города, всю Землю. Водой моют машины, улицы. Вода стирает бельё.
-Правильно, дети. Без дождей, без воды всю Землю покрыл бы слой пыли и грязи, и тогда бы всё погибло ли.
Если руки ваши в ваксе. Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг. Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо Человеку погибать?
Удивительно, не так ли? В супе, чае, каждой капле,
В звонкой льдинке и дождинке, И в росинке и в снежинке
Нам откликнется всегда океанская вода.
Физминутка «Дождь»
Капля –раз, капля- два, очень медленно сперва
(хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.
(бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять.
(хлопки)
Кап- кап, кап- кап.
(свободное движение пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.
(соединить руки над головой)
-Вода может находится в 3 состояниях, а в каких вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)
-В твердом состоянии мы её можем встретить в виде льда, сосулек, снега.
- А что такое лед? (замороженная вода).
-А в жидком состоянии? (роса)
-А в газообразном? (пар,туман)
-Вот какая вода волшебница, необыкновенная. То в сосульку превратится- то в снежинку, то в пар!
Она может из одного состояния переходить в другое и про её состояние я вам загадаю загадки.
Меня ждали, меня звали, показался- убежали. (дождь)
Седой дедушка у ворот все глаза заволок. (туман)
В каплях всё вокруг блестит, луг алмазами покрыт. (роса)
Прозрачен как стекло, не вставишь в окно. (лёд)
С неба звездой, в ладошку- водой. (снежинка)
Скатерть бела, весь свет одела. (снег)
Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (снег)
С крыши белый гвоздь торчит. Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт. (сосулька)
В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)
-А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу»
- Я вас своей волшебной палочкой превращу в капелек (превращаю детей и себя)
Проводится игра.
-Ребята, а теперь я вам расскажу сказку про Тучку и её детках - капельках. Тучка: Капельки пора вам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не балуйтесь, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой- пребольшой океан. Плавали- плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Тучка: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно попутешествовали.
-Поиграли, а теперь я вас приглашаю в нашу лабораторию.
- Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
ОПЫТ №1
-Дети, посмотрите, что я делаю (переливает воду из одного сосуда в другой?
-Подумайте, какое свойство воды помогает воде переливаться. (вода жидкая)
-Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Вода - жидкая, поэтому её можно переливать.
ОПЫТ №2
- Если форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт: будем наливать воду в сосуд, банку, стакан.
-И так, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (форму баночки)
-А что с ней произошло, когда налили её в сосуд, стакан?
(вода приняла форму этих предметов)
-Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
- Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
ОПЫТ № 3
-У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать,что там лежит, нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает. (сахар)
В воде родиться, воды боится. (соль)
-Ребята, а почему соль и сахар боятся воды (потому что они в ней исчезают.)
-Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. (сахар и соль растворились в воде)
-А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
( масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.)
Молодцы, проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились.
Вода одни вещества растворяет, а другие нет
ОПЫТ №4
Воспитатель ( Показывает два стакана: один с водой, другой с молоком) В каждом из них чайная ложечка). А теперь подумайте и скажите, какого цвета вода и как вы догадались?
Вода прозрачная. В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с краской нет.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли поменять цвет воды?
-А как? (добавить в воду какой- ни будь краситель)
ВЫВОД; ВОДА ПРИНИМАЕТ ЦВЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРАСИТЕЛЯ.
-Ребята, подумайте, что было бы если речная вода была бы непрозрачной? Как в сказках река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
(Нет непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи а без этого в реках не могут жить растения. а не будет растений не будет рыб и других животных. Рыбам тоже нужна прозрачная вода чистая.)
ОПЫТ № 5
-А кто мне скажет, чем пахнет вода (Она не пахнет, у воды нет запаха.)
-Правильно, у воды нет запаха, но она может пахнуть тем, что в ней растворяется или содержится, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху»
1. (Игра «Угадай по запаху». Дети угадывают запах мяты, чеснока, укропа, ванили, кофе и т. д.)
ОПЫТ № 6
-Дети, скажите, а какая вода на вкус? (У воды нет вкуса.)
-А как вы думаете, вода может иметь вкус?
(Да, если что-то в ней растворить.)
-Правильно. Если в воде, что-то растворить, она приобретает вкус этого вещества.
У меня 3 стаканчика с водой (показывает). На вид они не отличаются друг от друга, но Вода в них имеет разный вкус. Какой, вы догадаетесь, если попробуете.
(Игра «Угадай по вкусу». Воспитатель вызывает 3 детей)
1. Эта вода соленная, в ней растворили соль.
2. Эта вода сладкая, в ней растворили сахар.
3. Эта вода кислая, в ней растворили лимонную кислоту.
-Молодцы дети, давайте еще раз вспомним какие свойства имеет вода? (без вкуса без запаха, это жидкость, не имеет форму, вода прозрачная.)
-Ребята, а теперь я вам предлагаю пройти в группу и почитать сказки о воде.