Аяна Ондар
Конспект НОД в старшей группе «Поэты и писатели об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Поэты и писатели об осени»
Задачи:
-Учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты
- Демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях
-Соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете
-Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Поэты и писатели об осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
-Развивать память при заучивании стихотворения
Материалы, пособия: полоски цветной бумаги (наборы цветных карандашей и пр.) для передачи цветом своего настроения; запись «осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмента «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Ну, а почему оно необычное и о чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете из следующей загадки. Постарайтесь ее отгадать
Пусты поля.
Мокнет земля.
Дождь поливает.
Когда это бывает (осенью)
- Ребята, вы наверно заметили, что осень - очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой, осень надевает самый красивый наряд - разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы, Сегодня мы поговорим о том, как разные поэты и писатели рассказывают об осени в своих произведениях.
Чтение рассказа «Осенний ковер» по Б. Трофимову.
«Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист, Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко греет ярко, но греет уже не так, как летом, Пришла осень.
Однако в лесу даже стало веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками - от зеленых до пурпурных. Среди разноцветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки, По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники»
Вопросы:
- Ребята, скажите, о каком периоде осени говорится в этом рассказе?
-Как вы об этом догадались?
-С чем сравнивает автор опавшие листья? (с лоскутным одеялом)
-Какие слова использует автор, чтобы показать красоту осени?
Физминутка.
Звучит вальс.
-Ребята, представьте, что вы в осеннем лесу. Вы превратились в листья, которые летают и падают. Покажите в движении и в такт музыки. (дети имитируют листопад, ветер)
-Молодцы, ребята, садитесь на стульчики. Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца…
Сравнение рассказ и стихотворения:
-Какого цвета лес в этом стихотворении?
-С чем автор сравнивает лес? (С расписным теремом). А просветы неба? (С окошками).
-Ребята, если бы вы сочинили это стихотворение, то кА бы вы его назвали? (предложения детей). А поэт И. Бунин назвал свое стихотворение «Листопад».
-Скажите, пожалуйста, какое настроение возникает после чтения стихотворения?
Выберите цвет своего настроения (предложить выбрать цвет из картона или карандашей). Пусть те цвета, которые вы выбрали, будут настроениями осени.
-Ребята, какие еще слова можно подобрать. Чтобы описать осень? (разноцветная, яркая, веселая, красивая, золотая и др.)
А вот еще одно очень красивое стихотворение, которое написал Константин Бальмонт «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустней.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется-
И заплачет спросонья.
-Какая осень изображена в этом стихотворении? (воспитатель подтверждает ответы детей словами текста)
-Ребята, изменилось ли ваше настроение, когда вы слушали это стихотворение? Какое настроение у этой осени? Выбери те цвет этого настроения. Как еще можно сказать об осени, описанной в этом стихотворении, какая она? (холодная, дождливая, сонная, мокрая, плачущая, грустная и пр.).
Давайте послушаем еще раз это стихотворение. (повторное чтение).
-Два поэта написали стихи об осени, но почему эти стихи такие разные?
-Ребята, передать настроение можно не только стихами, но и с помощью музыки.
Прослушивание музыки- к какому стихотворению подходит первый музыкальный отрывок, а к какому второй?
-Ну, а теперь, ребята, я предлагаю вам самим нарисовать рисунок «Осень». Ведь мы сегодня много читали и слушали об осени. Какой она запомнилась вам, пожалуйста, нарисуйте (дети рисуют под музыку).
-Сегодня вы все очень хорошо поработали: внимательно слушали, думали и прекрасно рисовали. Спасибо Вам, ребята, что вы хорошо определяете все времена года, и любите осеннюю пору.
Ведь «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…»