Людмила Шагаева
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Настроение осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить знания детей об осенней поре года.
2. Уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в неживой природе и жизни растений.
3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
4. Развивать познавательный интерес, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Формировать навыки взаимопонимания, самостоятельности, активности.
6. Воспитывать эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Настроение осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материалы и оборудование: карты-календари погоды на каждого ребенка; осенние листочки; ширма «Осенние изменения в растительном мире»; мультимедийное оборудование; презентация «Краски осени», выполненная в Power Point; аудиозапись с музыкой П. И. Чайковского “Времена года”.
Предварительная работа: беседы об осени; наблюдения на прогулках, экскурсиях; ведение календаря погоды; чтение художественных произведений; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; самостоятельная художественная деятельность; разучивание фольклорной игры «Репка» и хоровода «Яблонька».
Ход образовательной деятельности
Дети с воспитателем входят в зал, подойдя к окну, воспитатель читает стихотворение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …
Воспитатель Ребята, как вы думаете, о чем автор хотел рассказать нам этими поэтическими строками? (предположения детей) Осень! От этого слова веет теплом и прохладой, радостью и печалью. На мой взгляд, осень – самое красивое время года. Дети, а вам нравится осень? Почему? (ответы детей) А сколько месяцев по календарю длится осень? (три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь) А какие осенью звуки можно услышать? (ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, звук дождя, ветра, крик птиц улетающих на юг и т. п.) Молодцы, какие вы наблюдательные! А что же созревает осенью? (ответы детей) Правильно, осень щедрая пора, недаром в народе говорят «Осень – время собирать урожай». Ребята, а вы знаете какой овощ был самым главным в старину? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель обращается с вопросом в зал) Конечно же, это репа, которая в старину была героиней не только известной нам сказки, но и игр. Давайте и мы поиграем в игру «Репка».
Фольклорная игра «Репка»
(считалкой ребенок выбирает репку, на вступление все дети подходят в круг и «сажают» репку-ребенка, далее все поют)
Репка, репонька,
Расти крепонька.
Не мала, не велика (грозят пальчиком)
До мышиного хвоста.
Да-да-да-да, (все дети хлопают в ладоши, ребенок-репка
постепенно поднимается)
До мышиного хвоста.
Вот и выросла наша репка и больша, и велика. Давайте ее вытянем.
(все дети подходят в круг и тянут репку)
Воспитатель Ребята, как вы думаете, вся ли осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя) Правильно, а это значит, что у осени бывает какое настроение? (разное) А от чего же зависит настроение осени? (от погоды) Дети, а как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня или завтра? (из газет, телевизора, интернета) Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) Все верно, но знать, погоду нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим и людям разных профессий: лётчикам для безопасных полётов, штурманам кораблей, строителям, водителям, хлеборобам. А кто же составляет прогноз погоды? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель обращается с вопросом в зал)
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Они наблюдают за состоянием погоды, узнают все ее особенности: направление ветра, температуру, наличие облачности. Метеорологи могут предсказывать погоду как на территории всей страны, так и для каждого города. А чтобы с высокой точностью рассчитать прогноз погоды, они применяют суперкомпьютеры, которые составляют погодные карты.
Ребята, мы с вами тоже долго наблюдали за разными осенними явлениями.
Сможем ли мы узнать какая осень была в этом году, определить ее настроение? (ответы детей) А как это узнать, с помощью чего?
(работа за столами)
Воспитатель Рассмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре и посчитайте сколько солнечных дней было в этом месяце? Давайте посчитаем теперь пасмурные дни? Посмотрите, а были ли дождливые дни? Сколько их? (ответы детей) Что же мы можем сказать о сентябре, какой он был? (солнечным, ясным) Сентябрь в народе называют «Запевалой осени» или ранняя осень. Какое же настроение было у ранней осени (радостное, веселое) Молодцы.
Следующий осенний месяц, октябрь, в народе получил название грязник. Как вы думаете, за что его так назвали?
Дети На улице часто идет дождь и становится грязно.
Воспитатель Посмотрим наш календарь, что он нам говорит о погоде октября? Были ли солнечные дни? Посчитайте их. Сосчитайте сколько было пасмурных дней, дождливых. Каких дней было больше в октябре? (пасмурных) А это значит, что настроение осени в этот период было каким? (грустным, печальным, хмурым) А можем ли мы назвать октябрь этого года грязником? Почему? (ответы детей)
У нас с вами остался ещё один месяц осени, какой?
Дети Ноябрь.
Воспитатель Давайте рассмотрим календарь погоды в ноябре. Каких дней было больше, пасмурных или солнечных? (пасмурных) Были ли дождливые дни в этом месяце? Сколько их было? А какие еще осадки были в ноябре? (ответы детей) А это значит, что наступил какой период осени? (период поздней осени) Какая же она, поздняя осень? (пасмурная, дождливая, холодная) Да, и настроение у нее … (грустное, печальное)
Ребята, так какая же осень была в этом году? (ответы детей) А, как вы думаете, чем пахла осень? (своим урожаем, овощами и фруктами, опавшей листвой, дождем, прелой листвой, морозной свежестью)
Дети, а почему вначале осени шли дожди, а к концу осени дождь со снегом или снег? (ответы детей) Как высчитаете, почему осенью холодает? (Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее; осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю; температура воздуха становится холоднее)
Молодцы. А влияют ли изменения в погоде осенью на жизнь растений? Давайте в этом разберемся, но сначала я предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Игра «Раз-два-три! Этот лист бери!»
(дети произвольно двигаются под музыку; на слова взрослого «Раз-два-три! Березовый лист бери!», дети должны найти лист заданного признака и поднять его)
• Раз-два-три! Кленовый листик бери!
• Раз-два-три! Дубовый лист бери!
• Раз-два-три! Ничего не бери!
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, почему столько много листиков лежат под деревьями (они опали) Давайте подойдем поближе к нашей ширме и рассмотрим ее. Что здесь изображено (деревья) А сколько их здесь? (три) А это одно и тоже дерево или это разные деревья? (одно) Назовите его (клен) А если это одно дерево, почему оно изображено по-разному? (ответы детей) Молодцы. Давайте рассмотрим первое. К какому периоду осени его можно отнести? (ранней осени) А какие изменения в это время происходят в растительном мире? (ответы детей) За периодом ранней осени наступает (золотая осень) и какие изменения происходят дальше? (Желтеет и вянет трава. Все деревья меняют окраску листьев. Начинается листопад.) А почему же последнее дерево так изображено? (потому что это период поздней осени и все деревья уже сбросили листву)
Дети, а зачем деревья сбрасывают осенью листву? (Деревья так готовятся к зиме. Сбрасывая листву, они защищают себя от замерзания, опавшие листья защищают корни дерева: укрывая земли сплошным ковром, они оберегают их тем самым от морозов, а сгнивая, они делают почву питательной. А еще в опавшей листве от зимних холодов прячутся насекомые.) Ребята, почему же происходят эти изменения в растительном мире? (потому, что холодает)
Да, это закон природы: осенняя погода - причина осенних явлений в природе. Так происходит обычно, но бывают и исключения. Например, в 2011 году была очень теплая погода, не свойственная осени, поэтому почки растений, не дождавшись зимы, раскрылись. Так в разных городах нашей страны наблюдалось осеннее цветение кустарников и деревьев. Такое явление в природе называют аномалией (исключением).
Ребята, а знаете ли вы, какое дерево прославило нашу Курскую область? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель обращается с вопросом в зал) Да, одной из достопримечательностей Курской области является знаменитая антоновка. В стародавние времена курская антоновка доставлялась к царскому двору, так как была широко распространена в курских садах. В центре нашего города курской антоновке установлен памятник. Его автор - знаменитый курский скульптор Вячеслав Клыков. А с этого года антоновка является зеленым символом нашей Курской области.
Фольклорная игра «Яблонька»
1 Как в садочке
Желтые листочки.
Да, да, да-да-да,
Желтые листочки. идут по кругу, стоя, хлопают
2 Осень наступила,
Все позолотила.
Да, да, да-да-да,
Всё позолотила. идут по кругу (или вращают кистями рук, стоя, хлопают
3 Яблонька в саду стоит,в середину выходит яблоня,
Дарит яблоки свои.
Да, да, да-да-да,
Дарит яблоки свои. «машет ветками», дети показывают на нее, хлопают
4 Детки подходили,
Яблочки просили.
Да, да, да-да-да,
Яблочки просили. сужают круг, хлопают, расширяя круг
Сегодня мы с вами поговорили о красивом времени года. Осень – это волшебная пора. А это волшебство и красоту очень удачно передают в своих картинах художники. Предлагаю вам посетить осенний вернисаж, чтобы еще раз полюбоваться всеми периодами осени.
Мультимедийная презентация «Краски осени»
(раскрываются шторки, на экране по очереди появляются картины, звучит тихая музыка)
Воспитатель Природа прекрасна дождями,
Волшебной и дивной весной,
Снегами и листопадом,
И просто сама собой.