ЛЯШКО ТАТЬЯНА
План-конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Кубанские поэты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Ознакомление детей с краткой биографией и творчеством кубанских поэтов;
- Расширять знания детей о творчестве кубанских поэтов.
- Развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать.
- Пробуждать чувство любви к малой родине, гордости за достижения выдающихся людей края.
- Воспитание патриотизма, любви к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.
- Закрепление представлений детей о приметах, временах года, весенних месяцах.
Публикация «План-конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему „Кубанские поэты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Материалы: книги, фотографии, иллюстрации, ноутбук, видео материал (презентация).
Предварительная работа: Оформление литературного уголка на тему : «Кубанские поэты», «Природа Краснодарского края». Взаимодействие с социальными институтами (посещение библиотеки, просмотр иллюстраций, книг и фотографий кубанских поэтов, кубанской природы, рассказ воспитателя о красоте Краснодарского края.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята 2017 год признан литературным годом в России. И в связи с этим давайте сегодня поговорим о поэтах Кубани, о наших земляках, которые с помощью пера описывали всю красоту кубанской земли. Красоту природы можно передать не только с помощью пера, но и с помощью: кисти и красок, музыки.
- Как вы думаете, люди, каких профессий могут это сделать? (Ответы детей).
Воспитатель: С самого раннего возраста с нами всегда рядом книги. Скажите у кого какая любимая книжка? (Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята у каждого из нас есть свои любимые книги, а они бывают разными: их можно рассматривать, раскрашивать, затеять с их помощью игру. Вы всегда задаете вопрос, а кто пишет книги? Книги пишут писатели и поэты. Поэтому я предлагаю нам с вами, сегодня поговорить о поэтах нашей малой Родины – Кубани, которые пишут для вас. Вашему вниманию предлагается первое стихотворение о нашем крае, которое написал наш кубанский поэт В. С. Подкопаев.
1. Даль степей сквозная, гор размах орлиный
Сторона родная, край наш тополиный!
Ты весной чудесен, летом щедр, как сказка,
Край хлебов и песен – край наш Краснодарский! (В. С. Подкопаев) Слайд №1
2. К Кубани знойными губами
Приник, калинов куст склоня;
И сила дивная Кубани
Пошла по жилам у меня.
В плечах я снова легкость чую
И чудом удивлён слегка,
В зарю над пашнями лечу я
Сквозь розовые облака.
Как будто я совсем не пахарь,
Как будто руки не в земле.
И ходит ветер под рубахой,
Свистит о чём-то в уши мне.
Случится: в жизни трудно станет,
Как в долгой упряжи коню,
Приду сюда, к родной Кубани,
И вновь калинов куст склоню. (С. Н. Хохлов) Слайд №2
Воспитатель: - Все мы знаем. Что у каждого человека есть родина и для нас она Россия. А ласково её можно назвать «Россия- матушка». А есть родина, где человек родился и называется такая родина – малой. Наша с вами малая родина – это Кубань. Красивейшее место на земле. И мы можем гордиться нашей Кубанью. Наш край расположен на берегах двух морей Азовского и Черного. У нас есть Кавказские горы, поля, на которых выращивают хлеб, которые являются самыми большими по своей площади. И Кубань по праву называют житницей – кормилицей России. Прекрасна природа Кубани! Выйти в сад, степь, в поле, прогуляться по парку, просто выгляни в окно и увидишь настоящее чудо.
Высокие травы – муравы
Растете вы, травы,
На славу!
Зеленые скинув рубашки,
Белеют, желтеют ромашки.
Краснеют нарядные маки.
Как в новых беретах казаки.
И, словно, разливы реки,
Небесная синь-васельки (В. Б. Бакалдин) Слайд №3
Воспитатель: - Это отрывки из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова, чтобы передать это очарование нам.
Воспитатель: - Ребята, какие времена года вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: - А какое время года у нас сейчас. (Ответы детей)
Воспитатель: - Какое время года вы любите и почему? И как вы можете его описать? (Ответы детей) А теперь давайте мы с вами послушаем стихотворение В. П. Неподоба «Как хорошо под снегопадом» :
Как хорошо под снегопадом!
Какая свежесть и тепло!
В лесу высоком и косматом,
Как в сказке бабушки светло… Слайд №4
Воспитатель: - Вот такой увидел зиму кубанский поэт Вадим Неподоба. Зима не балует кубанских ребятишек. Редкий год подарит нам сугробы, снегопады, звонкие сосульки, толстый синий лед, не успеет выпасть снежок - и тут же растает. Но зато, когда зимушка - зима решит погостить у нас подольше, сколько, же радости приносит она ребятам! Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Почему? А в какие зимние игры играете вы со своими друзьями? А после зимы к нам приходит, какое время года? (Ответы детей) – Предлагаю вам послушать стихотворение В. Д. Нестеренко «Весна»
Бегут столбы высотные
Вдоль поля
И чудят.
А птицы,
Знаки нотные,
На проводах сидят.
И льётся песня звонкая,
Везде она слышна.
Идёт родной сторонкою
Весёлая весна! Слайд №5
Воспитатель: Весну называют «утро года». А у нас на Кубани она особенно хороша. Настоящая Кубанская красавица! И, конечно, поэты не жалеют красок, чтобы описать всю ее неповторимую прелесть.
Ребята, а не хотите ли поиграть? Давайте вместе поиграем в старинную игру. «Солнышко-ведрышко». Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче. Лето будет жарче.
А зима теплее, а весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Потом все приближаются к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – этот ребенок выбывает из игры.
Воспитатель: - Славно мы с вами поиграли, весну в гости зазывали. А как называется первый месяц весны? (Ответы детей) Правильно март, у меня для вас есть, стихотворение, которое называется «Мартовское утро» которое написала Кубанская поэтесса Л. К. Мирошникова.
В небе – ни облачка. Даже не верится,
Что бушевало ненастье вчера.
Билось в окно одинокое деревце,
С криком безмолвным, в безлюдье двора.
Ночью, укутанный в тьму непроглядную,
Дождь бил по крышам, как в бубен шаман.
Но обернулась невестой нарядною
Утром природа. На пир ее зван
Каждый росточек и малая птаха,
И муравей на промокшей коре.
Солнечный зайчик, не ведая страха,
Пляшет по стенам – весна на дворе! (Л. К. Мирошникова) Слайд №6
Динамическая пауза:
Воспитатель: - Из давно самой главной традицией в весеннее время на Кубани были хороводы. Настало время водить хоровод - чтобы весной все подрастало, оживало, что должно ярко светить?
Дети: «Солнышко».
Обратимся к нашему солнышку с песней, а вы подпевайте. Дети ведут хоровод и поют, повторяют 2-3 раза.
Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись. Красное, нарядись.
Воспитатель: - У каждого времени года и у погоды есть свои приметы? Какие приметы вы знаете? (Ответы детей) А умеете ли вы определять погоду по народным приметам? Если нет, то послушайте стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.
Будет дождик или нет - у цветов найду ответ.
Если утром ноготки сжали венчики- цветы.
Значит, дождь пойдет опять - нужно зонт с собою взять.
Если же глаза до солнца широко раскрыл вьюнок-
Тут никто не ошибется: будет солнечный денек. Слайд №7
Воспитатель: - А вот отрывок стихотворения «То ли снег. То ли дождик» Кронида Обойщикова:
Если пахнуть сильно стала
Под твоим окном сирень,
Кошка стенку искромсала,
Петухи орут весь день.
Если ласточки летают,
Низко-низко над землей,
Я теперь уж точно знаю: Хлынет дождик ливневой. Слайд № 8 Воспитатель: - О каких приметах дождя вы узнали из стихотворения? (Ответы детей)
Воспитатель: - Все времена года красивы и хороши по-своему. Коротенькая южная зима порадует нас снежком и морозцем. Весна нарядит города и станицы в красочный яркий убор. А золотая волшебница - осень щедро подарит нам и богатый урожай, и теплые денечки до самого ноября. Но лучшая пора на Кубани – это, конечно, лето.
Стоит пшеница на Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
Шумят хлеба…
В стаде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд (И. Ф. Варавва) Слайд №9
Воспитатель: - Ребята сегодня вы прослушали стихи наших Кубанских поэтов, которые восхваляют всю красоту и богатства нашей природы. И напоследок хочу предложить стихотворение поэта А. Г. Богдановича «Земля моя! О как все это здорово!»
Земля моя! О как все это здорово!
Гляжу кругом — и края нет степи.
Размах, простор на все четыре стороны,
А я волнуюсь — шагу не ступить.
Я пью и пью, как мед тягучий, полдень,
Которым дышит летняя страда.
И степь меня, наверно, тоже помнит,
Хоть моего не сберегла следа.
Не сберегла? Да вот он — след за плугом,
Напористый, глубокой вспашки след.
Я прислонюсь к земле родимой ухом,
Услышу, как в полях восходит хлеб.
Еще услышу, как в суровой замяти
Уходит в бой крестьянский батальон…
Земля не слухом полнится, а памятью —
Неизгладимой памятью времен.
И с той поры, как свет зажгли мы праведный,
С полей своих согнали черный дым,
Ту землю, где лежат отцы и прадеды,
Мы никому вовек не отдадим. Слайд №10
Воспитатель: - С творчеством, каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились? - Что вам понравилось на занятии?
На этой красивой ноте хочу закончить наше с вами ознакомление с творчеством наших талантливых и выдающихся поэтов, которые прославляют наш с вами край, нашу малую Родину и все ее достоинства и красоты не красками и кистями, а красотой слова.